«Форсайт компетенций» и «Атлас новых профессий»

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие пятнадцать–двадцать лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Об исследовании

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие пятнадцать–двадцать лет.

Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.


Назад к списку

Подробнее о Центре и программах

Телеграм-канал центра

  • 4000 российских и международных экспертов
  • около 190 профессий будущего
  • 25 секторов российской экономики
  • более 80 % существующей и перспективной экономики страны

Проект «Форсайт компетенций» был реализован в 2012–2015 годах при поддержке Агентства стратегических инициатив при Президенте Российской Федерации. Часть проекта была выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (ГК № 13.511.11.1002/176-11/2 «Исследование долгосрочного спроса на кадры, обладающие компетенциями в сфере технологических инноваций»). Лидером проекта выступил профессор практики бизнес-школы СКОЛКОВО Павел Лукша.

Перед проектом стояли две задачи: во-первых, разработать методику определения востребованных компетенций будущего, а во-вторых — составить карту таких компетенций, в первую очередь, для высокотехнологических секторов (позднее было принято решение описать компетенции для всех основных секторов массовой занятости граждан РФ). В исследовании приняли участие свыше четырех тысяч российских и международных экспертов, исследование охватило двадцать пять секторов российской экономики (составляющих более 80 % существующей и перспективной экономики страны).

По итогам исследования появился самый масштабный в мире перечень «профессий будущего» — около 190 профессий, которые с высокой вероятностью станут востребованными или возникнут в ближайшее десятилетие (аналогичные проекты существуют в Бразилии, Канаде, Ирландии, США, но российский — самый обширный по охвату секторов и тенденций).

Методология форсайта компетенций была доработана в совместном проекте бизнес-школы СКОЛКОВО с Международной организацией труда, проведенном в 2013–2016 годах. По итогам этого проекта была создана методика Skills Technology Foresight (STF), пилотные форсайт-сессии проведены в Армении и во Вьетнаме. Позднее методика STF была применена при разработке отраслевых стратегий развития компетенций в Тунисе, ЮАР и Аргентине, а также при создании национальной стратегии кадрового обеспечения в Танзании.

По итогам исследования стало ясно, что основные результаты проекта — список востребованных надпрофессиональных компетенций, «профессий будущего» внутри отдельных секторов экономики, а также «профессий-пенсионеров» (которые «уйдут на покой» в результате автоматизации и других причин) — могут быть интересны не только узкому кругу профессионалов, занимающихся прогнозированием рынка труда, но и более широкой публике. Исследовательская группа приняла решение создать материал, доступный массовому потребителю — в первую очередь, абитуриентам вузов и их родителям. Так родился «Атлас новых профессий». Авторами первой редакции стали Павел и Екатерина Лукша, Денис Коричин и Дмитрий Песков.

Материал вышел в начале 2014 года и вызвал обширную дискуссию в федеральных СМИ. Стало ясно, что «Атлас» может стать инструментом запуска изменений в в среде профессионального образования и профессиональной ориентации — на его основе по всей стране начали появляться новые учебные программы для студентов и школьников, стали рождаться ИТ-продукты и летние лагеря для профориентации школьников старших классов, появился ряд новых профессиональных стандартов.

Вместе с тем «Атлас» получил много критических замечаний и от пользователей, и от образовательного сообщества, и от отраслевых экспертов. Мы ожидали и даже программировали эту реакцию (примерно в той же логике сейчас выпускаются программное обеспечение или смартфоны). На этом этапе к команде присоединились Дмитрий Судаков и Дарья Варламова, которые помогли доработать и выпустить в начале 2015 года вторую, существенно расширенную и дополненную, редакцию «Атласа».

С конца 2014 года проект реализуется под руководством Дмитрия Судакова. В 2015–2017 годах под руководством Дмитрия был проведен ряд конкурсов среди образовательных методистов, выпущены сборники методик по профориентации с применением материалов «Атласа». В 2017 году было представлено интегральное коробочное решение, объединяющее различные профориентационные игры и методические инструменты, пригодные для использования в школах и учреждениях дополнительного образования.

Проект «Атласа новых профессий» стал одним из флагманских проектов Московской школы управления. Его материалы используются в учебных программах и профессиональных конференциях Школы. В 2014 и 2016 годах Школой также были организованы выставки художественных и фотографических проектов, вдохновленных идеями «Атласа».

Агентство стратегических инициатив с самого начала являлось партнером данного проекта и оказывало существенную помощь проекту, включая административную поддержку, снятие барьеров на реализацию, предоставление экспертов и специалистов для осуществления проекта и подготовки его результатов, а также в дизайне, публикации и распространении Атласа по широкому кругу пользователей (вузы, профориентационные учреждения и прочее).

Скачать

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie