Понимая важность развития рынка электронной коммерции в новой цифровой реальности, Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ поставил перед собой цель изучить изменения в поведении в отношении онлайн-покупок в период самоизоляции, а также ожидание изменений после окончания пандемии. Несмотря на то, что пандемия — особенный период, формирующий специфические траектории поведения потребителей, подходы в данном исследовании позволяют определить, какие из привычек новые, какие, скорее всего, продиктованы кризисной ситуацией самоизоляции и неопределенности, а какие — специфика нового периода развития потребительских рынков в цифровой экономике.
Задачами данного исследования являются:
- сравнение структуры доходов и расходов россиян до самоизоляции и во время нее;
- сравнение потребления разных категорий товаров и услуг через интернет в период самоизоляции и до нее;
- оценка заинтересованности и покупок услуг, связанных с различными активностями, через интернет (подписки на онлайн-сервисы, онлайн-тренировки, вебинары на различные темы, онлайн-образование, онлайн-выставки, концерты и так далее);
- изучение субъективных ожиданий россиян в изменении образа жизни и стиля потребления после самоизоляции;
- выявление изменений в установках и ценностях людей за период самоизоляции.
Данный отчет — первый шаг к развитию дискуссии о том, как меняются потребительские привычки в цифровом пространстве. Результаты будут полезны всем, кто заинтересован состоянием рынка электронной коммерции в России. В частности, бизнесы, связанные с электронной торговлей, могут определить те тренды, которые присущи их целевой аудитории, и переопределить свою стратегию развития на ближайшие периоды. Государство и регулятор могут понять, какие болевые точки сегодня существуют у клиентов и какие инструменты стимулирования потребительского спроса могут быть более эффективными. Наконец, представители рынка финансовых услуг, такие как банки и платежные системы, могут скорректировать собственные маркетинговые и продуктовые стратегии, особенно в части партнерств с компаниями электронной коммерции, для удовлетворения новых клиентских потребностей.