Роль доверия и социального капитала в деятельности российского бизнеса

Совместное исследование Института национальных проектов и Школы управления СКОЛКОВО

Об исследовании

Социальный капитал и его ключевая составляющая — доверие — снижают издержки бизнеса, способствуют ускорению сделок и общему росту эффективности взаимодействий.

На уровне стран доказана положительная связь между социальным капиталом компании и уровнем инвестиционной активности, развитием финансовых рынков, объемом венчурных инвестиций, степенью децентрализованности в фирмах. Наличие доверия между контрагентами и партнерами — важный фактор успешного бизнеса.
В современной России — в условиях внешних шоков и роста неопределенности 2020-2024 гг. — вопрос о роли доверия и социального капитала в бизнесе является особенно актуальным.

Цель исследования: выявление роли доверия и социального капитала в деятельности российского бизнеса.

Авторы исследования

  • Александр Аузан
    Александр Аузан
    Доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова
  • Асия Бахтигараева
    Асия Бахтигараева
    Ведущий специалист ИНП
  • Виктор Брызгалин
    Виктор Брызгалин
    Эксперт ИНП, сотрудник экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Елена Никишина
    Елена Никишина
    директор по стратегическому развитию ИНП, доцент экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Антон Золотов
    Антон Золотов
    Эксперт ИНП
  • Наталия Король
    Наталия Король
    Генеральный директор ИНП, доцент экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Даниил Ситкевич
    Даниил Ситкевич
    Эксперт ИНП, научный сотрудник центра региональных исследований и урбанизма ИПЭИ РАНХИГС
  • Александра Ставинская
    Александра Ставинская
    Руководитель научно-методического направления ИНП
  • Сергей Трухачев
    Сергей Трухачев
    Эксперт ИНП, заместитель декана по развитию, заведующий учебно-научной лабораторией институциональных проблем экономической модернизации экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Софья Фельбуш
    Софья Фельбуш
    Специалист ИНП
Александр Аузан
Доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова

Высокий уровень доверия среди предпринимателей, которые мы видим по результатам исследования, является безусловным ресурсом экономического развития, залогом гибкости и адаптации российского бизнеса к быстро изменяющимся условиям

Ключевые выводы

    • В ходе становления и развития рыночных институтов в России в предпринимательской среде сформировался сравнительно высокий уровень доверия, превышающий среднероссийские показатели
    • Личное взаимодействие с региональными органами власти иногда позволяет российскому бизнесу разрешать спорные ситуации до обращения к судебной системе
    • Установление межличностного доверия (прохождение фильтра «свой-чужой») – один из ключевых факторов для начала взаимодействия
    • Высокие уровни доверия не влияют на издержки заключения контракта, но снижают издержки принуждения к его выполнению и повышают гибкость его условий
    • Бизнес-сообщества могут быть альтернативным государственным институтам механизмом принуждения к исполнению контракта – однако пока они воспринимаются таким образом редко
    • Внешние шоки и существенно выросший уровень неопределенности приводят к росту спроса не только на рыночные, но и на партнерские формы взаимодействия
    • Существует четыре основные стратегии взаимодействия предпринимателей друг с другом, основанные на разных типах доверия: «Полагаюсь на юристов», «Меняю партнера», «Полагаюсь на чиновников», «Полагаюсь на сообщество предпринимателей»
Александр Волошин
Партнер-учредитель и председатель Совета директоров Московской школы управления СКОЛКОВО

Современная экономика — это экономика, основанная на знаниях. Такая экономика и ее субъекты гораздо более чувствительны к деловому климату. В моем представлении, наша основная задача — улучшать этот климат. Это сложная и, в значительной мере, культурная задача, одной из частей которой является повышение уровня доверия в обществе

Огранизаторы исследования

Вероника Зонабенд
Партнер-учредитель и председатель совета директоров UWC Dilijan College в Армении, сооснователь сообщества Noôdome

Мы убеждены, что доверие не только улучшает деловой климат, но и ведет к повышению уровня благосостояния общества. Noôdome — небольшой, но важный шаг на этом пути. Нам удалось создать сообщество, в котором все отношения строятся на взаимном доверии, а главным мерилом успешности человека становится репутация

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie