Построение экосистем стало ключевым приоритетом для компаний из различных индустрий. Банки, платежные системы, мобильные операторы, технологические компании, электронная коммерция — крупнейшие представители данных индустрий стараются стать ключевым поставщиком большинства услуг для потребителя. За рубежом особые успехи с точки зрения построения экосистем можно отметить у технологических компаний, как, например, американские GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon) и китайские BAT (Baidu, Alibaba, Tencent). Успех данных кейсов заключается в том, что они смогли вовлечь в свой внутренний круг большинство участников внешней экосистемы, при этом платеж сыграл в этом не последнюю роль. Каждая из вышеуказанных компаний со своей обширной экосистемой сделали платеж бесшовной частью в процессе предоставления основных услуг: Google Pay, Apple Pay, Facebook Messenger, Amazon Prime, Wechat Pay, AliPay — примеры того, что платеж играет одну из ключевых ролей в построении экосистем и заключении в них своих клиентов.
Тренд на создание экосистем коснулся и российской экономики: большинство компаний на локальном рынке стремятся к тому, чтобы стать центральной частью жизни своего клиента. Так как платеж пронизывает большинство областей жизни современного потребителя и функционирования бизнеса, индустрии, ключевые продукты которых являются неплатежными и даже не околоплатежными, начинают входить на рынок безналичных розничных платежных услуг и предоставлять свои собственные решения. Нарастающая важность экосистем, а также изменяющаяся роль платежа, который из базовой услуги становится ключевой компонентой увеличения ценности в индустрии, послужили мотивацией к созданию серии «Платежные экосистемы», в которой Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО представляет стратегический анализ экосистем различных отраслей и ролей безналичных розничных платежей в них.
Интересными кейсами являются индустрия телекоммуникаций и транспорта. Мобильные операторы вовлекаются в платежи посредством открытия собственных банков или создают партнерства с банками для того, чтобы использовать счет мобильного телефона в качестве финансового счета, где люди могут хранить деньги, делать P2P переводы и платить за услуги и товары. При этом иногда они предоставляют более выгодные условия, чем популярные банки на свои продукты. Смарт-карты в индустрии транспорта, в свою очередь, становятся цифровыми кошельками, которые не только предоставляют платежный форм-фактор, но и вовлекают клиента в наиболее обширные и выгодные программы лояльности, которые отсутствуют во многих крупнейших компаниях.
Экосистема tax free в данном контексте отличается тем, что она только зарождается в России и роль безналичного платежа там изначально такова, что это инструмент повышения ценности для различных участников, в первую очередь потребителей и торговых предприятий, нежели базовая услуга. Такие операторы, как Global Blue и Premier tax free, стараются выстроить глобальную экосистему для туристов, и для них платеж является не только катализатором активности клиентов, но еще и областью основных конкурентных преимуществ — внедрение платежных технологий может повлиять на то, с кем выберут сотрудничать торговые точки, которые, соответственно, влияют на выбор потребителя. Более того, сам способ возврата и оператор tax free может повлиять на выбор туристом торговой точки. Помимо прочего, экосистема tax free вовлекает в себя большое количество локальных игроков, о чем можно более подробно прочитать в данном документе.
Представленный анализ экосистем нескольких индустрий позволяет оценить масштаб влияния платежа на их развитие. Исследование основано на систематизации информации из открытых источников и на серии глубинных интервью с представителями различных индустрий в отношении релевантных вызовов и трендов, а также роли безналичных розничных платежных услуг. Исходя из анализа, можно сделать вывод, что платеж из простого утилитарного инструмента для получения денежных потоков превратился для каждой из исследуемых групп участников в драйвера ценности и вовлечения клиента в пользование услугами. Данный отчет будет полезен всем, кто заинтересован в развитии и работе с указанными экосистемами, — от регуляторов до представителей бизнеса для формирования собственных стратегий в отношении внедрения и развития безналичных розничных платежных услуг в контексте своей деятельности. Помимо этого, информация, содержащаяся в данных кейсах, может использоваться в учебных целях, особенно в контексте сравнения мировой практики и локальной специфики развития безналичной экономики и различных отраслей новой экономики.