Центр развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО в рамках процедуры ОФВ ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ подготовил исследование «Определение фактического влияния дополнительных региональных ограничений розничной продажи алкогольной продукции».
Целью исследования стало определение фактического влияния дополнительных региональных ограничений розничной продажи алкогольной продукции и подготовка предложений по изменению (в том числе отмене) федерального и (или) регионального законодательства в части установления субъектами РФ дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции согласно ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
В рамках исследования затронуто несколько ключевых вопросов.
- Описаны исходная проблема и выбранный способ регулирования, изучены хронология изменения законодательства и особенности применения субъектами РФ права на установление дополнительных ограничений продажи алкогольной продукции.
- Описаны основные группы субъектов, интересы которых затрагиваются установленным регулированием.
- Проведена оценка достижения заявленных целей дополнительного регулирования розничной продажи алкогольной продукции субъектами РФ.
- Проведена оценка фактических выгод и издержек групп субъектов отношений, связанных с изменением в регулировании, включая органы государственной власти, на примере двух пар субъектов РФ.
- Проведена оценка фактических положительных и отрицательных последствий введенного изменения в регулировании на примере двух пар субъектов РФ.
- Проведена оценка взаимосвязи между принятием дополнительных региональных ограничений и изменением различных социально-экономических показателей на основе корреляционного анализа.
- Подготовлены предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов или их отдельных положений и проработаны дополнительные меры, направленные на решение проблемы и преодоление связанных с ней негативных эффектов.
Основные выводы исследования «Определение фактического влияния дополнительных региональных ограничений розничной продажи алкогольной продукции»
- Практически все регионы России пользуются правом устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи АП. Отсутствие в федеральном законодательстве четких критериев и пределов установления региональных ограничений времени, условий и мест розничной продажи АП приводит к появлению разрозненного регулирования в соседних субъектах РФ и в рамках одного региона, а также введению необоснованных и избыточных ограничений.
- Избыточные (чрезмерные) ограничения времени, условий и мест продажи АП не приводят к достижению заявляемых целей регулирования. Напротив, создают предпосылки для роста и стабилизации нерегистрируемой части потребления АП, создают потенциальную угрозу жизни и здоровью населения.
- В пояснительных записках к проектам НПА, вводящим дополнительные ограничения времени, условий и места продажи АП, зачастую отсутствуют какие-либо расчеты обоснованности предлагаемого регулирования.
- В России все еще редко отменяются избыточные ограничения продажи АП даже в случаях, если ограничения не достигли целей. Однако опыт отмены ранее введенных дополнительных ограничений существует, и он является позитивным для всех участников алкогольного рынка.
- Отсутствие дополнительных ограничений розничной продажи АП при эффективной работе контрольно-надзорных органов дисциплинирует розничные торговые предприятия и снижает риски для ухода легального бизнеса «в тень».
- Основной задачей государства в лице как федеральных, так и региональных органов власти является минимизация и профилактика негативных последствий вредного потребления и злоупотребления АП, борьба с проблемным пьянством. Достижение указанной цели связано не только и не столько с дополнительными ограничительными мерами и снижением физической доступности АП, сколько с повышением благосостояния населения, улучшением психоэмоционального фона в регионе, работой по пропаганде ведения здорового образа жизни, проведением разъяснительных бесед и точечной работой с каждой группой риска.