На протяжении последних нескольких лет рынок безналичных розничных платёжных услуг в России рос с темпами, опережающими мировые. На данный тренд повлияли не только возраст и институциональные характеристики рынка, но и намеренные действия как со стороны государства, так и со стороны бизнеса в части стимулирования безналичной экономики. Тем не менее с течением времени некоторые из уже использованных мер стимулирования могут стать неэффективными, так как пользователи безналичных розничных платежных услуг могут привыкнуть к постоянно увеличивающемуся качеству предоставляемых услуг. Определяя стратегию дальнейшего развития безналичной экономики в России и потенциальных мер для стимулирования ее активного роста, необходимо понять, какие из мер имеют потенциал, какие уже оказались эффективными, а какие не повлияли на развитие рынка безналичных розничных платежных услуг желаемым образом.
В 2015 году Московская школа управления СКОЛКОВО предложила подход к изучению и систематизации мер стимулирования рынка безналичных розничных платежных услуг. В контексте неэффективности традиционных методов стимулирования, направленных на тарифное регулирование, исходя из мирового опыта, обзора академической и практико-ориентированной литературы, а также исследований Центра финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО (например, Кривошея (2018) или «Российские торговые предприятия и безналичные розничные платежи: отношения, стратегии, предпочтения»), одним из наиболее эффективных инструментов для дальнейшего развития рынка могут быть альтернативные — нетарифные — меры стимулирования. Продолжая серию исследований, посвященных изучению эффективности существующего положения и возможностей для повышения качества услуг и активности участников в российской безналичной экономике, Центр финансовых инноваций и безналичной экономики СКОЛКОВО провел новое исследование мер стимулирования для обновления списка потенциальных мер и эффективности их внедрения в России на основе исследования российского населения (n=1538) и торговых предприятий (n=153). Основываясь на анализе существующих мировых мер стимулирования безналичной экономики, были выделены три ключевые группы мер, исходя из их инициаторов: государственные, частные и частно-государственные меры. Всего определено 29 ключевых мер, нацеленных на стимулирование активности потребителей, и 14 ключевых мер, направленных на повышение приема безналичных розничных платежей.
Данное исследование будет полезно всем участникам экосистемы безналичной экономики, заинтересованным в ее развитии. В частности, государство, как один из ключевых бенефициаров развития безналичной экономики, может определить потенциал для изменения собственных стратегий развития безналичной экономики, а бизнес, связанный с рынком розничных безналичных платежей, может определить свои роль и выгоды от потенциального стимулирования рынка, также определив собственные маркетинговые стратегии и стратегии развития.