Рынок безналичных розничных платежей является одной из наиболее активно развивающихся областей финансовых услуг. Россия всегда занимала лидирующие позиции на глобальном рынке по проникновению финансовых технологий, особенно платежных инноваций. Потребители стандартно называют такие выгоды от использования безналичных платежей, как удобство и скорость, безопасность, а также финансовые выгоды, благодаря различным программам лояльности.
Однако с развитием рынка усложняется и поведение клиентов. За последние пару месяцев произошло очень много изменений на рынке платежных услуг. Уход международных платежных систем, остановка работы зарубежных Pay-сервисов, удаление мобильных банков. Однако это не мешает российскому платежному рынку развиваться, а это значит, что и изучение клиента и его платежного поведения сейчас как никогда может быть актуальным.
Данное исследование проводилось в конце 2021 года, однако после пересмотра результатов, которые мы получили, мы поняли, что оно все еще актуально для рынка, так как смена привычек не произошла мгновенно. Даже после ухода МПС, держатели карт продолжают считать карты Visa и Mastercard основными, но при этом начинают открывать карты МИР. Мы публикуем это исследование еще и с целью сравнения результатов, когда и если мы решим снова его повторить.
Отчет посвящен изучению ассортимента карточного портфеля клиента, а также критериям его составления и стратегиям использования. В последнее время клиенты, особенно продвинутые в использовании безналичных платежных инструментов начинают использовать стратегию mix & match для получения наибольшей выгоды от карт. Для чего, почему и как, те или иные инструменты используются в конкретных ситуациях? Что делают карту top-of-wallet для клиентов в России? Данная часть выделяет различные стратегии с точки зрения использования основных (тех, карт, по которым происходит наибольшее количество транзакций, платежей или переводов) и дополнительных карт.