Как меняется корпоративное обучение руководителей в 2023-2024 годах?

Смена смыслов. Рост во время неопределенности

Об исследовании

На фоне высокой неопределенности в 2023 году сменились приоритеты в обучении руководителей.

Школа управления СКОЛКОВО в мае-июне 2023 провела экспертный опрос среди представителей российских компаний. Большая часть опрошенных — HR-, T&D-, L&D-руководители департаментов, занимающихся развитием сотрудников.

Как меняется корпоративное обучение руководителей в 2023-2024 годах?
Скачайте полную версию исследования

Задачи исследования

Определить текущие бизнес-приоритеты в компаниях и задачи в отношении сотрудников
Выявить актуальные темы / компетенции и навыки для обучения руководителей высшего звена в 2023 году

Что вы узнаете из исследования

Денис Конанчук
Директор Департамента корпоративного обучения

В 2023 году треть компаний перешла в фазу роста. В ситуации кризиса и экономии ресурсов продолжают оставаться около 15% бизнесов. Ситуация лучше, чем год назад, когда руководители компании вынуждены были “на ходу” пересобирать основные процессы в условиях санкций, работать на удержание ситуации и сохранение команды и организации. Можно сказать, что российские компании успешно адаптировались к новым условиям.

Кому будет интересно исследование

HR-директора и руководители
T&D- и L&D-руководители и менеджеры
Руководители корпоративных университетов

Основные выводы

1

39% средних компаний и 41% крупных компаний 

Планируют продолжить программы обучения и развития руководителей в 2024 году



2

Основные приоритеты развития компаний 

  • Управление изменениями
  • Лидерство
  • Операционная эффективность
  • Управление людьми
3

Актуальные задачи в отношении сотрудников 

  • Обучение и развитие под новые задачи и вызовы
  • Рост и производительность труда 
  • Сохранение ключевых сотрудников 
4

Основные форматы обучения и развития

  • Стратегическая сессия 
  • Корпоративные образовательные программы
  • Встречи с экспертами, мастер-классы

5 трендов обучения в новой реальности

  • 1. Образовательная программа как лаборатория нового знания
    • Знание, работающее в новых ситуациях неопределенности, рождается на «передовой» бизнеса, в ежедневном взаимодействии с клиентами и партнерами. Роль бизнес-школ и корпоративных университетов - оформить новую бизнес-практику в знание и масштабировать его внутри организации как новый стандарт.
  • 2. Переосмысление кейс-метода: тренд на «живые кейсы» про будущее
    • Важнее становится изучать не то, что уже сделали лидеры рынка, а то, над чем они думают сейчас и что будут делать в будущем. Это возможно только в разговоре с носителем лучшей практики — «живым кейсом», руководителем из другой компании или отрасли, который готов делиться опытом и знаниями.
  • 3. Фокус на личные навыки (self skills)
    • В состоянии неопределенности и изменения ситуации руководителям важно обеспечивать не только устойчивость своей компании, но и свою собственную — искать точку опоры внутри себя, работать со своими жизненными целями и установками, развивать разные типы интеллекта (IQ, EQ, SQ, VQ). Ключевым становится не только вопрос профессиональной эффективности, но также физического и психологического здоровья, интереса и кругозора — всего того, что дает энергию и драйв для дальнейшего роста.
  • 4. Менторство и обучение в малых группах
    • Практика менторства становится инструментом преемственности в компании и живой системой управления знаниями организации. Обучение все чаще происходит в форматах малых групп, где люди объединены вокруг большой идеи, доверяют друг другу, близки по ценностям и имеют общую цель. Это позволяет создать общее пространство для рефлексии и вместе искать ответы на важные вопросы.
  • 5. От онлайн-образования к обучению в виртуальных средах
    • С развитием технологий в ближайшее время появятся новые виртуальные среды (AR, VR, XR), и экран компьютера или телефона как барьер между людьми исчезнет. У учеников будет ощущение полного присутствия в классе. Основным пространством обучения станут метавселенные и среды виртуальной реальности.

Какие приоритеты у компаний на ближайшее время?

База: 197 участников (компании численностью >1000 сотрудников)
Вячеслав Болтрукевич
Профессор бизнес-практики

«Мы видим, что все больше компаний переходят в состояние трансформации и развития. В этом состоянии вопросы эффективного взаимодействия по горизонтали между подразделениями и по вертикали между уровнями играют важнейшую роль. Единое общее понимание кросс-функциональных процессов, продуманные операции на ключевых должностных позициях и развитие культуры непрерывных улучшений помогают проходить трансформационные процессы быстрее и результативнее. Поэтому командные сессии и образовательные программы, направленные на формирование общего понимания «как мы работаем и взаимодействуем», сейчас очень актуальны и востребованы». 

Какие задачи ставят компании перед своими сотрудниками на 2024 и последующие годы

База: 197 участников (компании численностью >1000 сотрудников)


Елена Витчак
Профессор бизнес-практики

Совершенно очевидным для меня представляется рост интереса к культуре компании в различных разрезах. Бесспорно, на ближайшие пять-семь лет фокус на культуру станет главным маячком как эффективности и конкурентности бизнеса, так и интереса внешних кандидатов к компании. Я бы сказала, выживут только компании, у которых культура в фокусе внимания.

Топ приоритетных компетенции для обучения руководителей

База: 197 участников (компании численностью >1000 сотрудников)

Егор Кривошея
Приглашенный преподаватель Школы управления СКОЛКОВО

«Я бы отметил несколько важных факторов: во-первых, переход от модели выживания и экономии ресурсов — многие компании перешли к модели роста и адаптации. Как результат, это отражается в запросах: от стратегии внимание сместилось к темам вокруг реализации стратегии (корпоративная культура, улучшение клиентского опыта, цифровизация). Хотя я бы отметил другие тренды, которые не видны в цифрах: запрос становится все более и более глубоким и детализированным. Например, стратегическая сессия — один из самых популярных форматов обучения для топ-руководителей. Обычно это означает, что важно не просто обсудить универсальный инструментарий, а понять, как трансформировать и адаптировать собственную организацию с учетом той специфики, в которой она работает». 

Уникальные образовательные решения для компаний

Более 15 лет мы выступаем партнером в решении бизнес-задач российских и международных компаний, создавая кастомизированные программы и сервисы для развития управленческих команд. Развивая людей, развиваем компании.

350
компаний-клиентов
450
реализованных образовательных программ
40000
слушателей
Получить исследование

Контакты

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie