Понимая важность ЦВЦБ в контексте развития индустрии финансовых услуг, Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ запускает проект, посвященный изучению различных аспектов ЦВЦБ в контексте существующего ландшафта финансовых услуг и потенциальных будущих видений его развития.
Цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) — один из важнейших трендов конца 2010-х, который способен кардинально изменить роль финансовых регуляторов в индустрии финансовых услуг. К концу 2020 года центральные банки по всему миру начали массово объявлять об интересе к развитию ЦВЦБ, и из точечных инициатив отдельных стран цифровые валюты стали общим трендом в развитии индустрии.
Данное исследование — первое в рамках проекта, и оно посвящено поиску ответов на три ключевых вопроса:
- зачем нужен запуск ЦВЦБ;
- какие потенциальные элементы дизайна могут применяться, исходя из целей запуска ЦВЦБ;
- какие цели преследуют те или иные страны, в частности Россия, избирая свои стратегии запуска ЦВЦБ?
Несмотря на то, что существуют некоторые исследования, посвященные моделированию эффектов внедрения ЦВЦБ, а также анализу технологических и регуляторно-правовых аспектов создания ЦВЦБ, все еще нет полного понимания:
- какие цели может покрыть ЦВЦБ;
- что входит в дизайн подобных валют;
- как цель введения ЦВЦБ влияет на ее дизайн, как дизайн определяет другую специфику проекта и потенциальные эффекты на макро- и микроуровнях.
Используя систематический анализ информации из академических и практико-ориентированных источников, а также набор стратегических инструментов анализа инициатив, данное исследование предлагает типологию ЦВЦБ. Помимо этого, мы предлагаем подход к оценке инновационного потенциала ЦВЦБ и используем его для анализа идей, изложенных в концепции цифрового рубля, представленного Банком России.
Данное исследование будет полезно всем, кто заинтересован в перспективах развития ЦВЦБ и рынка финансовых услуг в целом. В частности, центральные банки и другие регуляторы, ответственные за эмиссию ЦВЦБ, могут использовать его для определения элементов дизайна, которые наилучшим образом удовлетворят их целям и задачам, а также оценки потенциальных последствий решений, связанных с ЦВЦБ. Участники существующей индустрии финансовых услуг могут использовать результаты данного исследования для выработки собственных стратегий развития бизнеса в контексте появления ЦВЦБ, исходя из тех типов и целей, что выбирает для себя центральный банк. Помимо этого, новые потенциальные участники индустрии финансовых услуг смогут выявить незанятые ниши для создания новых бизнес-моделей, связанных не только с существующими продуктами, инфраструктурой и формами денег, но и с перспективными направлениями развития данных, составленных в контексте создания ЦВЦБ.