Цифровые бизнес-экосистемы: возможности и вызовы для лидеров

Описание

Все больше предпринимателей и менеджеров по всему миру разделяют представление о том, что для сохранения конкурентоспособности в современном мире необходимо «переизобрести» свой бизнес, выйдя за рамки его традиционных определений. Слово, кратко описывающее эту идею — «бизнес-экосистема», как правило с определением «цифровая». В чем суть экосистемного подхода к бизнес-стратегии? Чем он отличается от привычных стратегических парадигм? Какие выигрыши он дает и какие сложности связаны с его реализацией? Главное — в чем состоит необходимая программа преобразований бизнеса, позволяющая эффективно работать в рамках экосистемы? В рамках данного отчета мы поставили себе цель переработать массивы академических и прикладных исследований в структурированное разностороннее понимание феномена бизнес-экосистем и практичные идеи по применению этого понимания в бизнесе.

Идея «бизнес-экосистемы» появилась в литературе в начале 1990-х г. г. и поначалу была, скорее, теоретической метафорой, чем руководством к практическому действию. Ее превращение в полноценную отдельную бизнес-стратегию совпало с быстрым подъемом цифровых платформ — таких, как Amazon, Alibaba, Uber — предложивших новый взгляд на модели совместного создания рыночной ценности независимыми друг от друга игроками. В рамках настоящего доклада рассматриваются два типа экосистем, «экосистемы решений» и «экосистемы трансакций» (условно соотносящихся с подходами традиционных и новых, «цифровых от рождения» компаний) и дается анализ траекторий их развития и необходимых технологических активаторов, позволяющих реализовать новые стратегические возможности.

Концепция бизнес-экосистемы быстро развивается на наших глазах, вероятно, ее многие возможности и ограничения еще не испробованы на практике. Для того, чтобы адекватно отразить эту эмержентность, необходимо описание, глубоко проработанное с точки зрения теории и, одновременно, согласующееся с наблюдаемой рыночной реальностью. В рамках данного исследования предлагаемая концептуальная рамка проверяется на ряде кейсов, как успешных, так и неудачных, создания экосистем обоих типов, взятых из различных отраслей и стран, а также соотносится с мнением российских бизнес-практиков.

Авторы

  • Институт исследований развивающихся рынков

    Подробнее

    • Владимир Коровкин

      Руководитель направления «Инновации и цифровые технологии», Московская школа управления СКОЛКОВО

    • Максим Белоусько

      Выпускник 1 потока программы MOOVE Московской школы управления СКОЛКОВО

    • Наала Олейникова

      Выпускница 1 потока программы MOOVE Московской школы управления СКОЛКОВО

    • Полина Синтюрихина

      Выпускница 1 потока программы MOOVE Московской школы управления СКОЛКОВО

    • Алина Фатеева

      Выпускница 1 потока программы MOOVE Московской школы управления СКОЛКОВО

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie