24 октября 2024
Статья

Как трансформировать бизнес с опорой на данные и data-driven управление в эпоху ИИ-бума

Как трансформировать бизнес с опорой на данные и data-driven управление в эпоху ИИ-бума

В дискуссии принимали участие руководитель сервиса Buy&Sell в Yango Екатерина Борисоглебская, исполнительный директор BRAMEX Оксана Смирнова, директор программы SKOLKOVO MBA Иван Хворов, директор по управлению данными X5 Group Тигран Саркисов и руководитель центра тарификации и риск-технологий в САО ВСК Владимир Никулин.

Данные — это основа цифровой трансформации. Эффективно организованная работа с ними помогает грамотно управлять бизнес-процессами и автоматизировать их, находить новые решения, видеть точки роста и выбирать выигрышные стратегии развития.

За последние годы изменился не только рынок, но и люди. Аналитика также помогает взглянуть на продукт под новым углом и быстрее подстроиться под потребности клиентов. Поэтому выстраивание работы с опорой на цифры сегодня актуально для всех компаний, независимо от сферы деятельности.

Работа с данными дает возможность ответить на вопрос “почему”. Чем больше вопросов “почему” задает руководство и чем больше корректных ответов дает команда, тем более эффективно происходит управление бизнесом. Понимание причин происходящего помогает определить шаги, необходимые для развития компании, — Владимир Никулин.

Эффективное использование аналитики требует от руководителей освоения новых компетенций — умения анализировать и интерпретировать данные, а также формировать культуру открытости и сотрудничества внутри команды.

Внедрение аналитики сопряжено с изменением способа мышления. Важно не действовать машинально, а логически оценивать результаты и сопоставлять их с прошлым компании. Системы аналитики можно сравнить с навигатором: мы уже не представляем свою жизнь без возможности построить маршрут через приложение на смартфоне. Точно так же, прежде чем начать добиваться какой-либо цели, важно создать систему, по которой можно ориентироваться на пути к ее достижению. Управление на основе данных позволяет всем членам команды находиться в одном информационном поле и опираться на одинаковые метрики. В противном случае у каждого будет свой путь и своя цель, — Оксана Смирнова.

Цифровизация и ИИ: новые возможности и потенциальные риски

Текущий момент открывает уникальные возможности для трансформации бизнеса благодаря глобальному ускорению технологий. Ключевым фактором этого ускорения является накопленный опыт и щедрость сообщества, активно делящегося своими наработками через open source (открытое программное обеспечение).

Движущая сила этого процесса —  простота интерфейсов и доступность готовых решений, таких как нейросети и библиотеки Python для аналитики. Эти инструменты позволяют быстро адаптировать решения под конкретные задачи, используя имеющиеся данные. В результате открытость и доступность технологий стимулируют конкуренцию среди компаний на всех стадиях цифровой трансформации, включая тех, кто только начинает этот путь, — Екатерина Борисоглебская

В условиях изобилия современных инструментов процесс трансформации бизнеса может показаться довольно простым и не слишком трудозатратным. Однако в реальности он требует тщательного планирования, системного подхода и понимания возможных рисков и проблем. Типичные ошибки, с которыми сталкиваются компании на пути внедрения цифровых решений:

  • Завышенные ожидания. После первого энтузиазма в отношении новых технологий часто наступает фаза разочарования. Если результаты не оправдывают ожиданий, инновации могут вызвать скептические настроения среди сотрудников. Сегодня такая тенденция прослеживается в ряде компаний, внедряющих ИИ.
  • «Слепое» следование трендам. Некоторые компании успешно внедряют цифровые инструменты, тогда как другие следуют трендам без должного понимания сути инноваций. Последние могут впустую тратить значительные ресурсы на эффектные, но бесполезные проекты, создавая иллюзию прогресса. Такие трансформации редко добавляют реальной бизнес-ценности и могут помешать развитию аналитической культуры в компании, когда решения принимаются на основе данных. Менеджеры, которые не могут преодолеть свою зависимость от прошлого опыта, подвергают свой бизнес серьезным рискам. В результате, компания может потерять свое конкурентное преимущество, отстать от рынка или даже прекратить существование.
  • Внедрение ИИ без пересмотра бизнес-процессов. Попытки интегрировать искусственный интеллект в устаревшие процессы без их переосмысления сравнимы с автоматизацией диспетчерских служб в эпоху цифровых такси. Важно не просто внедрять новые технологии, но и пересматривать существующие процессы и роли сотрудников. Инвестиции в обучение и развитие управленцев помогут понять, какие изменения принесут максимальную пользу.
  • Игнорирование мнения команды. Сопротивление изменениям — естественная реакция сотрудников, но она может стать серьезным барьером. Люди, привыкшие к старым методам работы, часто не хотят выходить из зоны комфорта. Для успешного внедрения ИИ важно учитывать эмоции коллектива и формировать в команде новую корпоративную среду, ориентированную на принятие решений на основе данных и фактов.
Заменит ли искусственный интеллект человека? Скорее всего, нет. Однако те, кто умеет эффективно работать с ИИ, вероятно, займут место тех, кто не обладает этим навыком, — Иван Хворов

Примеры использования данных в ходе цифровизации

Кейс 1: Компания BRAMEX, изначально ориентированная на классический ритейл с традиционными розничными магазинами и дилерским направлением, решила расширяться, начав работать с маркетплейсами. Основной задачей компании стало создание новой системы управления, которая сохранит контуры предыдущего бизнеса и будет основана на данных. Она позволит контролировать сразу все направления с учетом необходимых целевых показателей.

Переход от базовых инструментов учета к аналитическим цифровым системам позволил компании не только успешно настроить управление новым каналом продаж, но и сделать прирост дохода на 15% в прежних каналах без увеличения потока клиентов. Данные, ставшие основой для принятия стратегических решений, позволяли сделать бизнес-процессы более прозрачными и управляемыми.

Кейс 2. Сегодня X5 Group — это полностью цифровая экосистема, где каждое решение основано на данных и на всех уровнях процессов применяются современные технологии. Ключевым аспектом работы с данными стало внедрение Метрики Полярной Звезды (North Star Metric, NSM) — действенного фреймворка для построения продуктовой стратегии. Эта метрика отражает текущее состояние бизнеса и его долгосрочную устойчивость. От главного показателя выстраивается дерево метрик, каскадирующихся на подразделения, что позволяет бизнесу ориентироваться на измеримые результаты с фокусом на долгосрочном мышлении. По словам Тиграна Саркисова, использование фреймворка помогает не только ставить цели, но и доказывать возможность их достижения руководству. Теперь все участники имеют возможность видеть стратегию в едином информационном поле, а компания сохраняет лидирующее положение на рынке

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie