Статья

Виртуальный профессор и симуляции — как помочь взрослым погрузиться в обучение

Студент программы Master in Management Analytics (SKOLKOVO MMA) получил сообщение: на ближайшие несколько часов он — в новой роли, и ему предстоит выполнять непривычные функции. Все студенты программы оказались в альтернативной вселенной, которая была создана специально для них с использованием возможностей мультимедийного пространства Glassroom. Игрокам раздали роли и погрузили в нелинейный сюжет, развитие которого зависело от их решений. Студентам предстояло использовать новые знания и поработать в команде, чтобы решить задачи, которые составляли преподаватели программы. Благодаря реалистичным персонажам, атмосферным отрисованным сценам и профессиональной озвучке погружение в игру было для участников максимально полным. За прохождением наблюдали асессоры, которые давали игрокам обратную связь. По итогам игры удалось оценить, какие из новых знаний «осели» в головах у студентов и как они их применяют.
Виртуальный профессор и симуляции — как помочь взрослым погрузиться в обучение

Альтернативная вселенная и другие игровые механики — одни из инструментов, позволяющих активнее вовлекать студентов, одновременно развлекая их, и в результате — качественно улучшить восприятие информации. Когда начался карантин, спасителями образовательных учреждений стали Zoom, Google Meets, Skype и другие программы видеоконференций. Но по мере ослабления ограничений Школа стала получать все больше просьб слушателей вернуть офлайн‐форматы обучения. Однако монотонные выступления преподавателя в аудитории навевают скуку, и в результате учебная информация усваивается в лучшем случае частично. Стало очевидно: будущее образования — это захватывающие внимание индивидуализированные проекты с вовлечением слушателя через обсуждения, дебаты, разборы кейсов. Именно поэтому сегодня из сотен программ бизнес‐школ выделяются те, которые дают уникальный и качественный образовательный опыт.

Еще один пример игровой механики — симуляция пресс‐конференции для студентов Executive MBA, которые проходят модуль по эффективным коммуникациям. Участники примеряют на себя роли спикеров — представителей местной и федеральной власти, глав компаний, руководителей органов‐регуляторов и общественных объединений. Сотрудники Школы с реальным журналистским опытом за плечами играют роль въедливых репортеров: задают неудобные вопросы, пытаясь сбить спикеров с толку или вывести из себя. Студентам нужно распознать провокации и достойно выступить на публике, отстаивая интересы своей группы стейкхолдеров.

В будущем в бизнес-образовании победят бленды — смешанные форматы, объединяющие в себе элементы и офлайна, и онлайна с возможностями видеоконференцсвязи и виртуальных классов, — и асинхронные онлайн-форматы, когда преподаватель не присутствует в образовательном процессе в реальном времени. Важный плюс онлайн-форматов для бизнес-образования еще и в том, что они позволяют учиться из любой географической точки, а значит — подходят слушателям из разных городов и даже стран.

Физическое присутствие преподавателя в аудитории уже не играет прежней роли в процессе обучения: профессор вполне может предстать перед студентами в формате full body, оставаясь в другом городе или стране.

Так, в 2021 году в Школе СКОЛКОВО впервые прошла лекция с иностранным профессором, который был спроецирован в полный рост в аудитории. Виртуальный профессор не был голограммой или тем более окошком видеоконференции: спикер находился за много тысяч километров, но благодаря проекции создавалось реалистичное ощущение, что он не просто находится в аудитории, но и перемещается по ней и общается со студентами — можно было даже попробовать пожать ему руку.

Пандемия, вопреки многим прогнозам, пока не вызвала кардинальных изменений в подходах к образованию. Но уже очевидно, что она стала мощным катализатором процесса цифровизации и поиска новых технологий, которые не только позволят сделать образовательный контент еще интереснее и эффективнее, но и улучшат его доставку и помогут дольше удерживать внимание обучающихся. Главный же принцип остается неизменным: «контент всему голова». Поэтому Школа постоянно экспериментирует и находится в поиске все новых возможностей давать лучший образовательный опыт.

Какие методы помогают вовлекать слушателей? Тематические квизы и голосования, результаты которых выводятся на большой экран. Вопросы могут быть открытыми или иметь варианты ответа. Студенты голосуют анонимно с помощью смартфонов, а затем в режиме реального времени видят, как разделились их мнения, и обсуждают результаты. Нужно не только уметь аргументировать свою точку зрения, но и понимать логику других.

Работа над небольшим заданием в группах по два-три человека. Эту методику называют buzz groups — из‐за «жужжащих» обсуждений сразу пары десятков таких групп. Формат поможет студентам, которые еще не готовы выступить перед аудиторией в одиночку. Постепенно группы можно расширять, объединять между собой.

Решение кейсов в команде. Они могут быть реальными или вымышленными, но близкими к жизни. Кейсы позволят обкатать свои знания на ситуации, которая возможна в бизнесе. Кроме того, обычно кейсами становятся нетривиальные ситуации. Слушателям нужно включить креативное мышление и показать, могут ли они грамотно распределить роли в команде. В конце студентов ждет защита проектов перед одногруппниками или экспертным жюри. Нужно быть убедительным и в офлайне, и в онлайн‐формате, а еще — сделать грамотную визуальную презентацию.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie