Образовательная программа | Предпринимательство | Дипломные программы

СКОЛКОВО Практикум

Пересборка бизнеса в условиях постоянно меняющейся реальности, интенсивная работа со смыслом и образом предпринимательского мышления
Запросить презентацию
24 августа 2023
Статья

Пространство для предпринимательской работы: как устроена экосистема программ для запуска и развития бизнеса

Предприниматель должен уметь быстро пересобирать свои замыслы и стратегические ходы под внешний контекст и не бояться изменений. В такой ситуации обучение становится трамплином для движения вперед и способом закрыть актуальные дефициты. Рассказываем, как в этом помогают программы для запуска и развития бизнеса в Школе управления СКОЛКОВО.
Пространство для предпринимательской работы: как устроена экосистема программ для запуска и развития бизнеса

Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей: «Обучение дает возможность остановиться, чтобы ускориться»

На базовом уровне в основе экосистемы программ для предпринимателей лежит схема жизненного цикла бизнеса. Поэтому в линейке Школы управления СКОЛКОВО есть программы, и рассчитанные на фазу старта, и актуальные в момент перехода, когда начинается трансформационная волна.

При этом сутевым основанием каждого кластера программ является трансформационный переход, который фиксирует развитие предпринимательского мышления и деятельности, формирование новой системы представлений и способов действия. Например, при обучении на программах «Стартап Академии» происходит переход от традиционного к венчурному предпринимательскому мышлению, на программах Global Shift — от локального к глобальному. «Практикум» фиксирует переход мышления предпринимателя из второй в третью промышленную революцию, в креативном кластере — из традиционной бизнес-модели в культурно-креативную, объясняет Елена Бондаренко. 

Все эти переходы обусловлены внешним контекстом: для предпринимателя, если у него есть интенция к развитию, ситуация выглядит так, что на нее нельзя не реагировать. «Если ты не знаешь венчурный язык, то не можешь построить быстрорастущий бизнес, — говорит она. — Если упустишь смену технологического пакета — продолжишь действовать по старой бизнес-модели, которая скоро окончательно устареет и перестанет работать».

На помощь приходит обучение. Оно задает ускорение: предприниматель выдергивает себя из рутины и попадает в сложную образовательную среду, где получает инсайты, выходит на другой идейно-содержательный уровень. «Только так происходят квантовые скачки, через которые развивается предпринимательское мышление», — уверена Елена. Образовательное пространство становится источником вдохновения, которого нет в операционной деятельности, и способом войти в коммуникацию с единомышленниками. «С ними можно разговаривать на одном языке, вместе доформулировать проекты, проектировать новые схемы действия. Единомышление добавляет смелости и помогает самоидентифицироваться, что особенно важно, когда предприниматель формирует образ будущего — запускает проект развития бизнеса», — рассказывает она.

Но главное — это возможность выдохнуть, остановиться и подумать. «В обучении предприниматель знакомится с собой, узнает себя и свои мысли, — убеждена Елена Бондаренко. — Такое соприкосновение со смыслом делает его очень счастливым человеком».

Елизавета Ильина, продюсер кластера «Практикум»: «Предприниматель должен поднять голову из операционки, увидеть, как мир изменился, и найти в нем свое место» 

Программы «СКОЛКОВО Практикум», «Финансовая стратегия», «Лидерский UPGRADE» и программы для выпускников ReUnion и «Две вершины».

Базово «Практикум», флагман кластера программ для развития предпринимательского мышления, актуален на стадии замедления роста, когда оборот и выручка увеличиваются заметно медленнее, потому что бизнес-модель начинает устаревать, продукт теряет актуальность, а рынок заканчивается. «Реже, но все же мы берем собственников на этапе плато и уже на спаде, потому что им самим в кризисной ситуации — иногда субъективно кризисной! — становится ультрасложно придумать проект развития и перезапустить бизнес», — рассказывает Елизавета Ильина.

По ее словам, обычно образовательный запрос связан с формулированием стратегии: человек пытается понять, с какой бизнес-моделью, продуктом и на каких рынках он будет дальше работать. Отсюда возникает интерес к трансформации себя и своего мышления. «Иногда наши предприниматели прямо так и говорят: «Мне нужен пинок. Я хочу себя перепридумать, — делится она. — Часто это звучит от тех, кому хватает смелости, сил и ума увидеть, что они не тем заняты в своей компании, потому что уперлись в операционку. Им нужно учиться, чтобы вновь занять предпринимательскую позицию по отношению к своему бизнесу».

По ее словам, около 80% участников «Практикума» — это собственники компаний традиционной бизнес-модели, которым программа помогает совершить ключевой переход из второй в третью промышленную революцию, уйти от устаревающей бизнес-модели и сделать ставку на новый технологический пакет. «Человек, который 15 лет занимается логистикой, должен задуматься: как она будет устроена через 10, 20 лет? Какие технологии в ней появятся? И как со своей компетенцией он может встроиться в это будущее? — говорит Елизавета. — То есть предприниматель должен поднять голову из операционки, увидеть, как мир изменился, и спроектировать в нем свое место».

С другой стороны, это усложняет жизнь выпускников «Практикума». У них есть текущий бизнес, которым надо заниматься, есть предпринимательская ставка на будущее. «Но в этот момент человек становится чуть счастливее: появляется новый драйв, энергия, — убеждена она. — Плюс работа с большим объектом — проектом развития — делает текущий бизнес более понятным, и чаще всего он начинает расти». Меняется и масштаб деятельности: люди перестают мыслить только объектом бизнеса, начинают смотреть как на объект на индустрию или регион. Так произошло с Дулатом Тастекеевым, основателем финансовой компании TAS Group в Казахстане: он создал фонд для реализации социальных проектов, который строит мечети и дороги, поддерживает спорт и искусство, выдает гранты молодым предпринимателям.

Еще одним результатом обучения становится способность фокусно видеть свою дефицитность и формулировать образовательный запрос. Человек может понять, что ему нужно сформировать личную стратегию, понять свою мечту и миссию — тогда трек продолжает программа «Лидерский UPGRADE». Или «Финансовая стратегия», если надо выбрать оптимальный сценарий развития бизнеса. «Практикум» — это как большая „открывашка“ для формирования траектории развития», — заключает Елизавета Ильина.

Диана Каюмова, продюсер кластера Global Shift: «Масштаб того, что мы делаем у нас в голове, глобальный бизнес будет возможен когда собственник начнет мыслить всей картой мира» 

Программа Global Shift, офлайн-экспедиции Global Shift Expedition и медиа Unlocking Territories.

Запрос на программы глобального трека может возникнуть в любой точке жизненного цикла бизнеса. «На старте — если компания изначально планирует свое развитие на разных территориях, на стадии роста — если бизнес уже прилично вырос в России и решил масштабироваться на новых территориях, — перечисляет Диана Каюмова. — Есть еще частные варианты шифта, когда компания хочет повысить свою продуктивность на локальном рынке — найти новые компоненты или производственную базу». 

Главное условие, при котором программы глобального трека будут полезны, — это наличие целей, связанных с «международностью» у собственника компании. Например, многие за счет экспансии хотят увеличить долю рынка, вложиться в управление рисками, или поднять стоимость бизнеса как и его позиционирование на локальном рынке — бренд международной компании всегда выше статусом. «Без целей участие в программе не имеет смысла», — уверена Диана Каюмова. 

По словам Дианы Каюмовой, есть два типа предпринимателей, которые приходят на программу. Представители первого обычно уже ведут свое исследование, фиксируют рыночный контекст: у них есть гипотезы о нише, понимают, в какую часть цепочки хотят встроиться и как им предстоит поменять продукт. Такие участники приходят на программу за проверкой гипотез и пониманием процесса — с чего начать, что должна делать команда и как управлять своим глобал шифтом.  

«У предпринимателей второго типа пока все на уровне ощущений: они видят возможность встроиться в глобальные производственные цепочки и чувствуют, что получат от этого бонусы. Но у них нет четкого представления о территории — как ее выбирать; чем в разных местах живут люди; насколько местные компании свободно расстаются с деньгами; о конкурентах; административных нормах, и тд. А это в свою очередь формирует стоимость запуска бизнеса. Такие участники программ начинают с исследования территорий», — объясняет Диана Каюмова. 

Программы глобального кластера — гиперпрактичная история. Но если экспедиции Global Shift позволяют получить опыт знакомства с новыми территориями и рынками, то флагманская программа Global Shift ориентирована на запуск глобальной стратегии — где компания работает, а где нет; какой продукт на какие рынки выводит, где размещает основные процессы; какая команда это все делает и сколько это стоит; и как юридически/финансово структурируется. 

Важным результатом программы Диана Каюмова называет трансформацию мышления — масштаб того, что мы делаем у нас в голове. Глобальный бизнес будет возможен когда собственник начнет мыслить всей картой мира. 

Дарья Приц, продюсер кластера «Стартап Академия»: «Другая скорость, свой язык — все это часть ДНК венчурного предпринимателя» 

Программы «Стартап Академия» и «Стартап Академия Junior», курс «Венчурные инвестиции в стартапы.

Программы венчурного блока — идеальный инструмент для оснащения себя на старте предпринимательской деятельности, когда человек впервые занимает эту позицию и ищет бизнес-модель, которая попадет в рынок и будет расти в соответствии с амбициями собственника. Но еще, по словам Дарьи Приц, они востребованы в точках трансформации, когда уже состоявшийся предприниматель запускает новый бизнес — поэтому, например, в «Стартап Академию» часто идут после «Практикума». «Даже если у человека есть опыт создания успешных традиционных бизнесов, с венчурной моделью он не знаком. А в ней обязательно присутствуют инновации — в продуктах, процессах, бизнес-модели, работает другая схема получения денег — не из прибыли, а за счет наращивания капитализации и дальнейшей перепродажи компании, — объясняет она. — Как раз понять такие особенности помогут наши программы». 

Образование в этом случае становится тем более важным, потому что венчурной среды в России практически нет. «Нужно попасть в искусственно организованное пространство, где можно напитаться другим мышлением и языком. Иначе велик риск совершить классические ошибки неопытного стартапера: начать строить продукт, исходя из своего представления об идеале, и потратить много денег еще до первого релиза — хотя, возможно, клиенту нужно совсем другое. Или же погрузиться в разработку MVP, не думая о бизнесе комплексно, без стратегии капитализации и привлечения инвестиций», — рассказывает Дарья. 

«Стартап Академия» дает пошаговый навигатор — четко простроенный методологический путь, который позволяет расставить приоритеты в деятельности. В результате обучения происходит переход из традиционной системы мышления в венчурную. «Появляется понимание, для чего вы создаете бизнес, кому вы его продаете — не только клиенту, но и постоянному инвестору, — говорит она. — Появляется новый темп деятельности — в разы быстрее, чем в традиционной модели. Появляется даже новый язык. Все это часть ДНК венчурного предпринимателя».

Ольга Яковлева, продюсер креативного кластера: «Бизнес — это отражение культуры и вкуса, меняющее нормы повседневности»

Программы «Культурный код» и «Тандемократия».

Программы креативного кластера актуальны в момент пересборки, когда бизнес должен перейти на следующий этап развития. Ключевым процессом этого этапа становится перестроение системы отношений, призванное определить новый масштаб собственника, команды и бизнеса, повысить их ценность и объективизировать культурные слои для формирования компании, работающей со сложными смысловыми конструкциями. Чтобы совершить переход, предпринимателю важно дооснастить себя необходимыми представлениями и инструментами. 

«В базовом образовании многих собственников сегодня пропущен огромный пласт, связанный с культурой. Из него вырастают сутевые навыки, необходимые в условиях креативной экономики, — это культура взаимодействия, умение создавать и транслировать смыслы», — делится Ольга Яковлева. Формирование и развитие культурно-креативного предпринимателя, создающего норму повседневности, лежит в основе программ креативного кластера. 

«Тандемократия» помогает сформировать и выстроить «свой круг» под новый масштаб бизнеса. Руководитель переосмысливает отношения на разных уровнях — от собственной личности до взаимодействия с партнерами и с командой. 

В «Культурном коде» собственник бизнеса сам становится «креатором» — учится придумывать свои проекты через креативный процесс, создавать продукты с высокой добавленной стоимостью и выстраивать идентичность бренда.

«На программах мы интегрируем современных художников в образовательную технологию, и это дает предпринимательским проектам невероятный импульс. Когда спрятанный от глаз зрителя процесс создания объектов искусства вдруг становится видимым, открывается родник смыслов — это бесценный опыт для предпринимателя», — рассказывает Юлия Колганова, художник и сооснователь креативного кластера. 

По словам основателей культурного кластера, его программы могут открывать обучение в Школе управления СКОЛКОВО: сначала предприниматель обустраивает экосистему и выводит свою культуру дела, затем конструирует плацдарм через проект изменений или развития, ускоряя тем самым процесс достижения результата. Есть и другой ход: сначала создать проект развития, а затем с помощью «Культурного кода» выйти на следующий уровень самым коротким путем. 

«Сейчас у многих формируется понимание, что бизнес — это отражение культуры и вкуса. Им интересно не просто зарабатывать деньги, а менять нормы повседневности. Это дает другую наполненность, другую скорость деятельности — и самому собственнику бизнеса, и его команде, — уверена Ольга Яковлева. — Наши программы как раз помогают понять, что культура партнерства и культура в целом — это то, из чего вырастает все остальное. Это не просто про креатив, это про придание смысла самому факту существования компании и ценности ее продукту. Мы помогаем российским предпринимателям развивать свой вкус, делать классные, красивые, эстетичные проекты, наполненные смыслом».

Попадая в экосистему образовательных программ для запуска и развития бизнеса в Школе управления СКОЛКОВО, предприниматель выдергивает себя из рутины и помещает в образовательную среду, где получает инсайты и выходит на новый идейно-содержательный уровень. Образовательное пространство становится источником вдохновения, которого нет в операционной деятельности, и способом войти в коммуникацию с единомышленниками. В какой бы стадии ни находился бизнес — фаза роста, момент перехода или трансформационная волна, — обучение придаст ему ускорение, необходимое для движения вперед.
(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie