Поиск возможностей для перестройки учебных процессов, едва устоявшихся после пандемии — основная задача, с которой Школа столкнулась в последнее время. За несколько месяцев найти новые уникальные концепции и переосмыслить едва ли не всю географию работы — это значило в буквальном смысле увидеть новые берега во время шторма.
В новых условиях Школа не только не свернула развитие, но и активно его расширяет. В марте и мае 2022 года прошли ранее запланированные выездные сессии Executive MBA в ОАЭ, Турции и Армении. Студенты в поездках познакомились и пообщались с топ-менеджерами крупнейших корпораций региона MENA, руководителями нескольких стран, в том числе Омана и Кении, ряда арабских эмиратов. Это подтверждает: международные модули Школы, развитие которых в последние годы сдерживали последствия пандемии, оказались готовы к изменениям. Поездка в один из самых успешных венчурных хабов в мире — Израиль — позволила студентам Executive MBA наладить деловые контакты с венчурными фондами, которые входят в топ‑10 фондов Израиля, а также познакомиться с многообразием стартапов, инкубаторов и акселераторов. Очевидно, что запрос бизнес- сообщества на международные направления сохраняется. Студенты и Школа заинтересованы в открытии новых регионов и стран, в планах на будущее освоить новые направления: Бразилия, Индонезия, Таиланд и другие страны ЮВА, Африки и Латинской Америки.
Unlocking Territories и Global Shift
Появление в Школе проекта Unlocking Territories — цикла видеоэфиров, раскрывающих новые географические рынки и позволяющих моделировать работу на них — в 2022 году стало ответом на первый и очевидный запрос бизнеса «куда двигаться дальше?». Это микс экономической географии и LIVE-коммуникации, который дает возможность присмотреться к новым странам и предпринять необходимые шаги для начала работы в них или с ними. В 2022 году проект Unlocking territories охватил новые перспективные для развития российского бизнеса направления — ОАЭ, Армению, Иран, Китай, Турцию, Казахстан, Узбекистан, Индию.
Профессора Школы, выпускники дипломной программы по проектированию глобального трека Global Shift и приглашенные эксперты во время вебинаров делились своим опытом в освоении этих бизнес‐пространств, фокусируясь на практической информации о культурных, деловых и юридических аспектах ведения дел.
Для тех, кто по-прежнему хочет расширять свой бизнес географически, в программе Global Shift появилось новое направление, которое позволяет ближе познакомиться с перспективными странами — экспедиция.
Участники офлайн-модуля Global Shift могут проверить собственные бизнес‐гипотезы и найти альтернативные пути развития на новой карте мира. За год таких экспедиций было организовано пять — две в ОАЭ, по одной — в Армению и Турцию, а также объединенная в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Затем к ним добавились модули в Индии, Бразилии и Китае.
Первый бакалавриат
В прошедшем году стартовал первый для Школы бакалавриат — в сотрудничестве с МФТИ (Физтехом). Эта программа обеспечивает не просто синтез физтех-подготовки и бизнес-компетенций, но и широкое фундаментальное образование в разных других областях. Первый в своем роде бизнес‐бакалавриат в России объединяет очень разные образовательные элементы: интенсивное изучение физики, математики, информатики и биологии, серьезное погружение в социогуманитарное знание и бизнес‐дисциплины.
Первыми студентами совместного с Физтехом бакалавриата стали 25 человек — из Москвы и Подмосковья, а также других городов России, от Брянска до Читы. Бакалавриат стал ответом на очевидное стремление молодых специалистов быстрее выходить на управленческие позиции, создавать успешные стартапы и трансформировать бизнес-процессы. С другой стороны — это ответ на запрос компаний, которые ждут молодых, готовых нестандартно мыслить и, что важно, качественно образованных сотрудников. Несмотря на недавний старт, бизнес-бакалавриат СКОЛКОВО-МФТИ уже отмечен номинацией в престижной премии — программа вошла в шорт-лист Russian Creative Awards в категории «Образовательный проект». Программа готовит лидеров развития, способных действовать в условиях неопределенности, находить и внедрять инновационные решения как в собственные стартап‐проекты, так и через «внутреннее предпринимательство» в действующих компаниях. В отличие от обычных управленческих бакалавриатов, где студенты получают хрестоматийные сведения из разных отраслей знания, бизнес‐бакалавриат СКОЛКОВО ориентируется на формирование научного мышления как такового. Основная задача программы — развивать самостоятельное мышление студентов, их мотивацию занимать лидерские позиции в корпорациях или становиться предпринимателями. В образовательной программе с самого начала делается акцент на интерактивные форматы, которые требуют от студента активного вовлечения — семинары, групповую работу, тренинги, симуляторы, индивидуальную и командную работу.