Статья

Новая география

Ситуация в мировой экономике привела к ограничению количества рынков, доступных для международной деятельности российского бизнеса. Предприниматели ищут новые территории. Российскому бизнесу необходимо креативно решать задачи выхода на глобальный уровень, а для этого следует «сменить оптику».
Новая география

Узнать больше и подготовиться к эффективной деятельности в новых условиях жизни и ведения бизнеса поможет серия эфиров, в рамках которых каждый месяц эксперты делятся знаниями о разных странах и регионах: Китай, Индия, Африка, Турция, Индонезия, ОАЭ

Китай

Первая серия эфиров была посвящена Китаю. Проректор по исследованиям Школы управления СКОЛКОВО, академический директор Executive MBA, профессор бизнес-практики Алексей Калинин ответил на самые разные вопросы, природы экономического развития Китая, его места в мировой экономике и перспективах развития внешнеэкономических отношений с Россией.

Феномен Китая – это прежде всего историческая непрерывность времени в этой стране. Когда-то экономика Китая составляла 30% от мировой экономики, это была самая богатая страна вместе с Индией. Однако впоследствии многое изменилось, и Китай стал практически незаметен. Можно даже сказать, что Китай был синонимом бедности, отсталости и зависимости. Но сейчас мы видим Китай совершенно другим, динамичным, экономически значимым, сейчас он занимает около 20% мировой экономики. Таким образом, с одной стороны, древность цивилизации, серьезное цивилизационное основание, с другой стороны – актуальность и значимость в мировой экономике – это как раз и дает тот особенный, уникальный взгляд на Китай.

Сейчас у Китая, что называется, несколько лиц. Одно лицо, которое мы видим как основное, предъявляемое всем, – это лицо коммунистического Китая. И одновременно мы видим Китай как очень успешную капиталистическую по факту экономику со всем спектром хозяйственных отношений, характерных для капитализма, с частными крупными компаниями, которые конкурируют по всему миру и так далее.

И то, что они надевают разные маски не должно дезориентировать. Китай невозможно понять, не принимая во внимание третью и основную перспективу – конфуцианство, являющееся истинной основой китайского общества. Это целостная культурная традиция, которая, действительно, в какие-то моменты обретает те или иные черты. И во многом сейчас исследователи отмечают, что, когда мы видим Китай капиталистическим, это в известной степени готовность страны играть по западным правилам в конкретный исторический период. Это отнюдь не означает, что сам Китай поменялся, он просто адаптируется к внешней среде, которая в данном случае обусловлена некими правилами.

за последние годы с момента объявленного поворота на Восток, то есть с 2014-2015 годов, наши политические отношения с Китаем вышли на беспрецедентно высокий уровень. В ряде случаев мы видим поддержку позиции России со стороны Китая или, как минимум неприсоединения к каким-то мерам в отношении России.

Наблюдается постоянно растущий товарооборот, существенная часть обусловлена ростом экспорта природных ресурсов, полезных ископаемых и ряда других позиций. А со стороны Китая это – особенно в последнее время – широкий спектр высокотехнологичных решений, это электроника, автомобили, машиностроительное оборудование и так далее.

В части природных ресурсов китайская экономика по-прежнему будет крупным потребителем, мы действительно можем наращивать эту составляющую. Пока открытый вопрос, в какой степени российский рынок будет развиваться, чтобы продолжать расти с точки зрения потребления китайских высокотехнологичных товаров. Тем не менее перспективы роста товарообмена можно оценивать положительно. И нужно сказать, что Китай за последнее время стал вторым по величине торгово-экономическим партнером России. И это действительно очень важное достижение для нашей страны, потому что буквально 10 лет назад это было совсем не так.

Подробнее о партнерстве с Китаем>>

Индия: рекомендации предпринимателей

Какие ошибки могут моментально выбить вас с индийского рынка, действительно ли Индия – это Россия 5-10 лет назад, и во многих сегментах пока нет такой большой конкуренции. Об этом рассказали Анастасия Василькова, совладелец и директор по развитию Choupette – бренда детской дизайнерской одежды, и Евгений Грива, заместитель торгпреда РФ в Индии.

По мнению экспертов, нет такого продукта, с которым в Индию нельзя было бы зайти. Наиболее перспективны по-прежнему нефть и уголь. «Выстреливают» все инфраструктурные проекты – транспорт, инфраструктура, ж/д-техника. Как раз проект «Трансмашхолдинга» – это крупнейшая железнодорожная сделка в истории, которая состоялась здесь, на индийской земле. Однозначно перспективны IT-решения в этой области, визуализация рисков. Это то, чего у индийцев нет, они отстают. Также отмечу горнорудную технику, это экскаваторы, бульдозеры. Индийцы сейчас удваивают производство нефти, у них самые высокие темпы переработки, им надо осваивать месторождения, им надо это в нефтехимию перекладывать. Лес, продукция из леса – однозначно. Технологии переработки твердого бытового мусора, очистки воды. Список можно продолжать до бесконечности.

Индия находится в той фазе, когда нужно все и на это есть деньги, на это есть заряд, который дал премьер-министр Моди.

Подробнее о бизнесе в Индии>>

Все выпуски проекта


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie