05 августа 2024
Статья

Национальная модель компетентностей: поиск системы координат

Какими знаниями и умениями должны обладать специалисты, выходящие на рынок труда в индустриях–флагманах экономики России? Как стейкхолдерам совместно формировать национальную систему, направленную на приобретение учащимися актуальных компетенций и успешную профессиональную самореализацию? Эти и другие вопросы обсудили эксперты в ходе завершающей пленарной сессии конференции #ВДЕЛЕ.
Национальная модель компетентностей: поиск системы координат
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Финальная дискуссия Второй ежегодной конференции об образовании в современной экономике #ВДЕЛЕ объединила практиков и визионеров из бизнеса, образования и науки, чтобы наметить контуры национальной модели компетентностей (скиллинга) в России, определить ее ключевых стейкхолдеров и формы их взаимодействия. Модератором диалога выступил директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский.  

Компетентностные карты специалистов: биотехнологии, ИИ, космос

Комплексный подход к формированию компетенций биотехнолога будущего представила профессор бизнес-практики, директор Центра развития здравоохранения СКОЛКОВО Марина Велданова. Она подчеркнула сложность и фрагментарность текущего состояния отрасли и обозначила ключевые области применения биотехнологий, среди которых: производство медицинских препаратов, функциональное питание, очистка воздуха и воды, а также диагностика и лечение на генетическом уровне. Велданова выделила три основные категории компетенций: базовые общеиндустриальные (жесткие); когнитивные, социальные и бизнес-навыки (мягкие); личностные (self skills) – работа с собственной жизненной траекторией и внешней средой. По словам эксперта, большую значимость для подготовки современных специалистов имеют как школьное образование и базовые научные дисциплины, так и развитие практических навыков работы в лаборатории и проектное мышление. 

«В ближайшем будущем нас ждет неизбежное проникновение искусственного интеллекта во все сферы жизни, а также гибридизация человека и машины», — считает руководитель проектной работы СКОЛКОВО Даниил Добрынченко, который представил итоги работы отраслевой секции в области ИИ. Среди ключевых компетенций будущего специалиста в сфере технологий, помимо базовых профильных знаний и навыков, он выделил управление когнитивными усилиями, адаптивность и способность видеть «большую картину». Он также отметил важность вопросов этики и мышления в школах, в связи с чем предложил пересмотреть учебную программу с акцентом на логику и изучение различных языков, в том числе языка математики.

Будущее космической индустрии, по словам руководителя проектной работы СКОЛКОВО Дмитрия Забирова, будут формировать три основных процесса. Во-первых, зарождение новых рынков по всему миру, где возникнет потребность в космических предпринимателях-новаторах, способных двигать отрасль вперед. Во-вторых, распространение государственных программ, связанных с развитием космической индустрии и сопутствующих сервисов. В-третьих, научные исследования и прорывы. По мнению спикера, Россия долгие годы была флагманом мирового прогресса в отрасли, но теперь ей необходим новый рывок в развитии. Дмитрий также подчеркнул важность для молодежи «космической мечты», которую нужно возрождать через образование и формирование в массовой культуре образа будущего человечества, связанного с исследованием космоса.

В заключение он отметил, что космос — это междисциплинарная тема, требующая международного сотрудничества и новых подходов к образованию и бизнесу, чтобы подготовить молодых людей длинному горизонту космических исследований и открытий. 

Основатель и генеральный директор компании «Цифриум», основатель онлайн-школы «Фоксфорд» и сооснователь университета онлайн-профессий «Нетология-групп» Алексей Половинкин указал на наличие «сквозного гена навыков» современного специалиста, который включает, например, такие умения: работа с ИИ, распознавание дезинформации, навыки сотрудничества в удаленных и гибридных командах, высокий уровень цифровой культуры, осознанное потребление цифрового контента, цифровая эмпатия и межкультурная чувствительность.

«Точка сборки» индустрии и образования

Компетентностную модель специалиста как «точку сборки», которая отвечает запросам на подготовку кадров от реального сектора экономики, поддержали представители индустрии: Михаил Степнов, руководитель R&D-центра МТС Big Data, директор по данным МТС Travel, Александр Резник, врач-генетик, Хадасса и Валерия Матюхина, ех-СЕО и создатель «СберТройки».

Особое доверие к компетентностному подходу, по мнению Михаила Степнова, ожидается в технических и ИИ-профессиях, где «жесткие» навыки являются основой профессиональной квалификации. При этом необходимо учитывать риски, связанные со сложностями переосмысления и актуализации этих навыков в условиях быстро меняющегося мира. Также важно помнить, что «горящие глаза», соревновательный дух и заинтересованность в своем деле имеют порой большее значение, чем формальные умения. 

По мнению Александра Резника, у компетентностного подхода, который учитывает  «мягкие навыки», самомотивацию и самодисциплину (self skills), есть большой потенциал. Безусловно, при этом специалист должен обладать необходимой базой, «жесткими навыками», которые позволят ему сохранять устойчивость на рынке труда. Такое комплексное сочетание знаний и умений предоставляет человеку возможность менять сферы деятельности и пробовать себя в различных областях на протяжении всей профессиональной жизни. 

«Разворот» образовательной системы в сторону фундаментальных навыков, необходимых для будущего, по словам Александра, – важный вопрос, который в перспективе может затронуть компетентностная модель: «Основная задача образовательных учреждений заключается в подготовке студентов к динамично меняющемуся миру, в воспитании у них необходимых личностных и социальных навыков, а также развитии метакомпетенций, которые позволят им воспринимать изменения как возможности. Именно эти аспекты являются ключевыми для полноценного развития человека». 

Участники дискуссии со стороны образования, среди которых директор Инновационной частной школы «СКОЛКА» Дмитрий Фишбейн, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Ким, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО, генеральный директор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов и руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования СКОЛКОВО, директор программы «Шаг развития школы» Ольга Немирович, согласились с тем, что именно компетентностная карта начинающего специалиста может стать инструментом синхронизации рынка труда и системы образования, понятным и удобным представителям как сферы образования, так и реального сектора экономики.

Дмитрий Фишбейн поделился видением того, как компетентностный подход следует внедрять в российской системе общего и дополнительного образования. Он выразил уверенность, что начиная с десятилетнего возраста дети должны посвящать не менее 50% учебных часов практико-ориентированным проектам из реального сектора — важнейшего стейкхолдера экосистемы школьного образования. Среди прочего это поможет ученикам лучше понять свои интересы и определиться с профессией. «Современной школе не хватает азарта. Проектное обучение, работа с индустриальными партнерами и реальными кейсами поможет вернуть в образовательную среду ребенка — этим мы будем заниматься в СКОЛКЕ», – отметил Фишбейн. 

Проблему профориентации в малых городах и текущую ситуацию на рынке труда, который ориентирован на работника, а не на работодателя, затронул профессор Школы СКОЛКОВО, генеральный директор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов. В своем выступлении он сделал акцент на создании гармоничной системы образования, которая сочетала бы в себе престижность, качество и гибкость, способствовала формированию лояльности к работодателю и обеспечивала широкий спектр возможностей для молодых специалистов.

Комментируя готовность общеобразовательных школ России к разговору с индустрией на языке компетентностной модели, Ольга Немирович отметила: «Школа — это общественный институт, который находится на пересечении интересов многих: общественные организации, семьи учащихся, бизнес, регулирующие органы. Поэтому, чтобы не стать заложником чужих интересов, школе нужно занимать проактивную “агентную” позицию». По ее мнению, школа должна активно участвовать в развитии социально-экономического потенциала региона и проектировать сборки компетентностных профилей специалистов, необходимые для его раскрытия. 

Алексей Половинкин видит будущее образования в тесной связи с технологиями и игровыми механиками, которые способны обеспечить доступ к передовым образовательным практикам детей из отдаленных и сельских районов, а также привнести новый импульс в процесс обучения и развития молодого поколения. Он предложил создавать цифровые профили учащихся, которые отражали бы их индивидуальный прогресс и помогали формировать профессиональные амбиции через геймификацию и персонализированные образовательные пути. Половинкин уверен, что такой подход может быть успешно реализован на региональном уровне с поддержкой министерств образования. Это будет способствовать повышению мотивации учащихся и улучшению образовательных результатов.

Альянс заинтересованных сторон как ключ к достижению долгосрочных целей

В завершение дискуссии Максим Казарновский задал спикерам вопрос о сущности и ключевых параметрах медиатора, который мог бы собирать и распространять лучшие практики, создавать условия для эффективной коммуникации между бизнесом и образовательной системой. 

Эксперты сошлись во мнении, что медиатор должен быть не просто платформой для обмена опытом, но активным участником большой коллаборации, способным поддерживать огонь сотрудничества, работать на развитие образовательной среды, помогать ей адаптироваться к потребностям рынка труда и способствовать социально-экономическому развитию общества в целом. 

По мнению Александра Кима, ключом к эффективной реализации компетентностной модели может стать равноправное партнерство заинтересованных лиц со стороны образования, бизнеса и регуляторов. Он упомянул ESG Альянс как пример успешного сотрудничества, где нет одиночного медиатора, где стейкхолдеры работают вместе и достигают значимых результатов. Московская школа управления СКОЛКОВО, по словам эксперта, обладает всеми необходимыми параметрами, чтобы стать идеальной площадкой для эффективного взаимодействия членов такого альянса. 

Завершая конференцию, модератор дискуссии Максим Казарновский призвал участников присоединяться к формированию национальной модели компетентностей в России. Он отметил, что компетентностный подход к подготовке современного специалиста является единственно верным ответом на вызов рассинхронизации рынка труда и системы образования в стремительно меняющемся мире и будет способствовать достижению национальных целей до 2030 г., прежде всего – по обеспечению к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100% обучающихся. Это то будущее, которое все мы должны создавать вместе.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie