Учебные кейсы от Сократа до наших дней
Каждый слушатель бизнес-школы знает, что такое учебный кейс (teaching case). Это описание реальной управленческой проблемы, по которой студент предлагает свое решение, опираясь на изложенные факты. Эти решения обсуждаются профессором в классе в режиме открытого диалога, позволяющего рассмотреть разные подходы к проблеме. Такой диалог как метод обучения восходит к традициям древнегреческой философии - Сократу и Платону. В начале ХХ века он был возрожден в Гарвардской школе бизнеса как метод обучения, максимально приближенный к управленческой практике. Первый декан Гарвардской школы бизнеса – Эдвин Гей (Edwin F. Gay) – предложил использовать в классе активное обсуждение, а с 1911 года (всего три года спустя с основания Школы) перед студентами стали выступать топ-менеджеры, рассказывая о случаях из своей практики. Уоллес Донэм (Wallace B. Donham), ставший деканом в 1919 году, заметил, что многие проблемы не привязаны к конкретной отрасли. Так появился общий менеджмент. Под руководством Донэма кейсы были официально включены в учебный план, а название «кейс-метод» закреплено на собрании преподавателей в 1922 году. Сейчас кейс-метод является международно признанным подходом, который используют бизнес-школы по всему миру.
Первая публикация бизнес-кейса состоялась в 1921 году. Выпускник MBA 1920 года Клинтон Биддл (Clinton P. Biddle) рассказал о проблеме The General Shoe company: все рабочие прекращали работать за 45 минут до окончания смены, в связи с чем фабрика не могла выполнить в срок растущие заказы на изготовление обуви. Текст длиной всего лишь в одну страницу имеет много общего с теми, что используются в наши дни. Метод привлек внимание крупного бизнеса: уже в 1922 году General Electric установила партнерские отношения с Гарвардской школой бизнеса по созданию кейсов о компании. В информационном сообщении говорилось, что «бизнес-проблемы могут быть собраны в разных департаментах и подразделениях GE за 2-3 года. Проблемы могут относиться ко всем основным областям знаний, которые преподает Школа, таким как маркетинг, учет, финансы, международная торговля, управление производством, реклама и PR». В сообщении также отмечалось, что кейсы могут будут полезны для проведения внутренних тренингов GE.
Учебные кейсы описывают реальную ситуацию, которая требует принятия решения. Кейсы переносят слушателя бизнес-школы на место главного героя и ставят перед ним вопрос, что он и его компания должны предпринять, исходя из представленной информации. И в 1921 году, и сейчас кейсы не предлагают однозначного решения проблемы. Обучение происходит в процессе последующего обсуждения и обмена знаниями между студентами под руководством опытного преподавателя.
За вековую историю существования кейс-метода были формализованы принципы построения учебных кейсов, разработаны рекомендации по сбору информации и организации процесса, сложилась история взаимоотношений с компаниями. Постоянная связь с бизнесом позволяет Гарвардской школе бизнеса создать обширную библиотеку кейсов, которые описывают сложные реальные проблемы.
Трансформация слушателя бизнес-школы
В бизнес-образовании благодаря кейс-методу студенты трансформируются из пассивных слушателей в активных участников обучающего процесса, это способствует более глубокому усвоению знаний и развитию практических навыков. Кроме того, обсуждение кейсов в группе позволяет студентам обмениваться мнениями, учиться учитывать разные точки зрения и работать сообща.
Кейс-метод помогает освоить и коммуникативные приемы, поскольку участники должны обосновывать свои точки зрения, выслушивать мнения других участников и приходить к общему согласию или компромиссу. Этот метод способствует развитию навыков, которые актуальны всегда: структурное мышление, умение работать с данными и находить недостающее, сбор и анализ больших массивов информации, построение гипотез и предположений, умение коммуницировать и работать в команде для достижения общего результата. Основная ценность кейс-метода заключается не в конкретных решениях, а в развитии умений и компетенций. Участники активно участвуют в анализе ситуаций, взаимодействии друг с другом и обучении на примере реальных проблем. Кейс-метод позволяет имитировать сложные ситуации реального мира, где нет единственно верного решения, и способствует развитию мышления, профессионализма и умения работать с ограниченным набором данных.
По сути, создание и решение бизнес-кейсов развивает новые нейронные связи, позволяя рассматривать проблемы с точки зрения бизнес-сценариев. Кроме того, обсуждение собственных задач в формате кейсов развивает командный дух, формирует устойчивую привычку приходить к совместному решению и находить многогранные подходы к анализу проблем. Важно отметить, что кейс-метод не учит «правильным» или «неправильным» ответам, а стимулирует обсуждение, систематизацию информации, формирование мнений и принятие решений с участием всех участников.
Опыт Школы СКОЛКОВО в создании кейсов
Школа управления СКОЛКОВО успела создать более 50 кейсов. Среди компаний, на материале которых они написаны, — производственный кластер Unilever в Туле, «Абрау Дюрсо», Центробанк, Lamoda, Highland Gold Mining, SPLAT. Основные темы, которые затрагивают кейсы, – предпринимательство, деловая среда, стратегия и общий менеджмент, производство и операционное управления, этика и социальная ответственность. Несколько кейсов школы (два кейса, Unilever, кейс ABBY) получали премии в престижном конкурсе EFMD.
Есть мнение, что в условиях стремительно меняющейся среды бизнес-кейсы быстро устаревают. Это не совсем так, ведь они учат принципам принятия управленческих решений, которые остаются во многом неизменными. Многие “звездные” преподаватели успешно используют кейсы 2000-х или даже 1990-х годов. Преимуществом является возможность увидеть долгосрочные последствия ключевых управленческих решений. Однако меняющиеся технологии, геополитическая ситуация, потребительское поведение требуют постоянного обновления кейсового материала. Преподаватели и исследователи Школы СКОЛКОВО работают над созданием учебных кейсов, которые отражали бы текущий бизнес-контекст и соответствовали актуальным запросам слушателей. В помощь им Школа инициировала проект Case Farm, в рамках которого проводится обучение предоставляется и методическая поддержка в написании кейсов. Руководителем проекта является доцент Школы Владимир Коровкин.
Актуальные кейсы не только являются частью учебного процесса, они также ежегодно используются на конкурсе грантов программы SKOLKOVO MBA. Претенденты , должны в течение часа найти и представить на суд жюри решение управленческой задачи. Победители получают существенные гранты, покрывающие до 75% стоимости обучения.
Итак, кейс-метод позволяет применить теорию к решению практических задач, превращая бизнес-образование в захватывающий групповой поиск решений для реальной жизни. Как отметил Владимир Коровкин, особенно эффективны кейсы, созданные с участием выпускников Школы, знакомых с учебным процессом и дающих преподавателям и исследователям доступ к актуальным бизнес-практикам и необходимым данным. В планах Школы — дальнейшее развитие проекта кейс-фермы, к участию в котором приглашаются все сотрудники и выпускники.