Выпускник Школы управления СКОЛКОВО Алексей Маврин создал и развивает сеть пансионатов и экосистемы услуг для пожилых людей «Опека». Он убежден, что крайне важно в целом изменить систему взглядов на старость в России. Именно новые технологии помогают сделать социальный бизнес молодым, считает Алексей. Он сумел «подружить» бизнес и качественную помощь, действительно облегчающую жизнь пожилым людям и их родственникам.
Социальный бизнес ориентирован прежде всего не только на получение прибыли, но и на решение какой-либо социальной проблемы. «Опека» стремится сделать жизнь пожилых людей более комфортной и в глобальном смысле изменить отношение к старости в России.
Однако бизнес должен работать и получать прибыль. По словам Алексея, для «Опеки» важным шагом стало введение формата подписки. Услуга получила хороший отклик у тех, кто уже был клиентами пансионатов (ею воспользовались 74 % действующих клиентов), также с ее помощью удалось привлечь около 50 % новых людей. Ежемесячный оборот компании на тот момент увеличился в два раза. По словам Маврина, в поиске подобных нестандартных подходов может помочь бизнес-образование, но важно не бояться принимать самостоятельные, пусть иногда радикальные, решения.
Не так давно выпускник Школы управления СКОЛКОВО Борис Жидовленков, предприниматель, инвестор, также решил пойти по новому пути и основал проект-платформу для объединения идей школьников и большого бизнеса. Проект называется «Благодарные Выпускники». Участниками могут быть как школьники, так и учителя, они придумывают идеи, обосновывают реализацию, готовят презентацию, осуществляют поиск и анализ поставщиков, готовят «продающее» видеообращение к предпринимателям. А предприниматели выбирают понравившуюся идею и финансово ее поддерживают. Как поясняет Борис, задача проекта, с одной стороны, – вовлечь школьников в творческий (предпринимательский) процесс, а с другой – это возможность для предпринимателей выразить свою благодарность школе и помочь юным предпринимателям.
Евгения Белотелова, управляющий партнер группы компаний Philin Philgood, которая помогает бизнесу и НКО в реализации социально значимых проектов, в какой-то момент поняла, что ей необходимо именно бизнес-образование. Она уверена, что обучение на программах Школы помогло ей увидеть, что бизнес — живой организм, который всегда трансформируется, и учит видеть баланс угроз и возможностей. Этот фильтр особенно важен в кризисные моменты, уверена Евгения.
Варвара Пензова, директор благотворительного фонда «Дети наши», который работает над решением проблемы сиротства в стране, хотела, чтобы благодаря ее работе в мире что-то менялось к лучшему. В мае 2007 года она присоединилась к фонду, который сейчас возглавляет.
С погружением в проблему сиротства представления Варвары об эффективной помощи эволюционировали, и по ее словам, несколько лет назад фонд сформулировал большую цель на 50 лет вперед: Россия, в которой нет детей, живущих в социальных учреждениях, все дети живут в семье и реализуют свои возможности. Однако было понятно, что цель слишком масштабная, при этом в фонде нет крупных пожертвований и нужных специалистов.
Варваре помогло бизнес-образование. На программе «Практикум» Школы управления СКОЛКОВО она поняла, насколько похожи управленческие компетенции предпринимателя и директора НКО. Кроме того, удалось найти новых партнеров в Смоленской и Ярославской областях, а некоторые соученики стали постоянными донорами фонда.
Руководитель центра развития человека и спорта «Добряки» и программы «Больше чем спорт» Григорий Красных, выпускник Школы СКОЛКОВО, тоже считает, что коммерческая и социальная работа очень похожи, но есть важное различие: бизнес знает «как», но реже знает «зачем», благотворительность – наоборот.
Проекты Григория ориентированы на социализацию детей-сирот через спорт. Обучение на программе помогло ему освоить бизнес-процессы и инструменты, а также родилась идея — включать бизнес в благотворительность через участие в соревнованиях. Опыт был успешный, «Благотворительный кубок» помог привлечь пожертвования для полугодовой оплаты тренировок на полгода.
Анна Чупракова, президент и соучредитель «Бюро добрых дел», которое занимается системной помощью детям-отказникам и детям-сиротам, создала фонд вместе с подругой Нинель Карасевой в 2012 году. По словам Анны, фонд прошел болезненный, но важный путь к пониманию, что материальная поддержка — бесконечная покупка вещей, лекарств, мебели — не меняет жизнь ребят глобально. Поэтому команда пришла к идее социальной адаптации и психологической реабилитации подростков.
В итоге накопленный опыт трансформировался в идею ресурсного центра для обучения специалистов социальной сферы. Для того чтобы оформить идею в работающий проект, Анна также поступила на программу в СКОЛКОВО. И в процессе стало понятно, что интересен более широкий масштаб влияния на проблему, говорит Анна, чтобы создавать что-то для всей социальной сферы в целом.
Стоит отметить, что меценаты-промышленники активно помогают молодежи получать профильное качественное образование. Недавно слушатель программы СКОЛКОВО Executive MBA Антон Батаков, глава ГК ANT-GROUP, стал грантодателем на программе бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ. Он поясняет, что инициатива о поддержке появилась достаточно спонтанно, но закономерно, поскольку он предприниматель давно занимается благотворительностью. По словам Антона, он поддерживает региональные инициативы, а именно Свердловскую область. И история с грантом для слушателя бакалавриата как раз связана с поддержкой абитуриента из Екатеринбурга. Как поясняет Антон, было бы отрадно, если выпускник бакалавриата захочет применить полученные знания и опыт на родине и выберет путь, связанный с работой в одной из компаний ГК ANT-GROUP.
Исходя из опыта выпускников Школы СКОЛКОВО, можно сделать вывод – любым процессом можно научиться управлять, будь это бизнес или благотворительность. Чтобы помощь была эффективной, можно использовать те инструменты, которые помогают предпринимателям делать свой бизнес успешным.
***