Украинский канал экспорта российского газа на европейский рынок по-прежнему играет важную роль: даже сейчас, после строительства новых обходных газопроводов («ЯмалЕвропа», «Северный поток», «Голубой поток»), транзит через Украину составляет около 40 % от общего объема поставок. Эта доля сохранилась даже на фоне существенного роста объемов экспорта в последние три года: в этот период свыше 80 млрд кубометров газа ежегодно прокачивалось через территории Украины.
До завершения действующего транзитного контракта ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» остается год. К этому моменту ПАО «Газпром» не успевает достроить все обходные газопроводы: с 2020 года гарантированно заработает только одна нитка «Турецкого потока» (для турецкого рынка). «Северный поток-2», вероятно, будет запущен несколько позже, еще через два-три года возможно завершение строительства второй нитки «Турецкого потока». Вместе с тем даже недостижение новых договоренностей по газовому транзиту не нанесет ущерба поставкам российского газа в Европу в долгосрочной перспективе, хотя может негативно отразиться на них на протяжении 2020 года. В любом случае в ближайшие годы мы будем наблюдать как минимум три скачка снижения объемов транзита через Украины: в 2020 году ожидается снижение прокачки по южному коридору с запуском «Турецкого потока», в 2021 году — по западному коридору с достройкой сухопутного продолжения «Северного потока-2», в 2022 либо 2023 году — по западному коридору на фоне запуска второй нитки «Турецкого потока». С учетом этого Газпром заинтересован в достижении кратко- и среднесрочных договоренностей по газовому транзиту, в то время как НАК «Нафтогаз Украины», выгоден новый долгосрочный контракт, чтобы обеспечить загрузку своей газотранспортной системы.
Ключевым пунктом на переговорах станет тариф на транспортировку газа по территории Украины, отмечается в исследовании. Свой вклад в сохранение украинского коридора могли бы внести и европейские компании через гарантии, инвестиции и возможное участие в управлении газотранспортной системой Украины. Отдельной опцией является возможность переноса точки сдачи-приемки газа на восточную границу Украины. В таком случае ПАО «Газпром» снижает риски, а участие европейских инвесторов в работе ПХГ позволит оптимизировать функционирование ГТС — и, как следствие, снизить новую себестоимость транзита.
Перед тремя сторонами переговорного процесса — Россией, Украиной и Европейским союзом — действительно стоит сложнейшая задача: в течение предстоящего года согласовать все комплексные параметры нового соглашения. В худшем варианте развития возможно повторение сюжета зимы 2008—2009, когда договоренности будут подписываться в последний момент. Очень надеемся, что такого развития событий удастся избежать.
Татьяна Митрова
директор Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО
Скачать исследование можно по ссылке.