Технологии не могут полностью заменить преподавателей, но уже сегодня становятся эффективным средством доставки контента и удержания внимания. Физическое присутствие уже не играет прежней роли, если профессор предстает перед студентами в формате full body, оставаясь в другом городе или стране.
«На протяжении года пандемических ограничений и до него мы много экспериментировали с гибридными форматами, в которых объединяются реальные и виртуальные пространства. Поначалу казалось, что с помощью цифровых технологий повторить удобство классического формата работы в лекционном зале невозможно. Но решение нашлось — оказалось, что если профессор в «домашней студии» перед видеокамерой стоит в полный рост, то после обработки видео можно проецировать его изображение на стену аудитории кампуса так, словно это полноценная голографическая проекция. Эффект присутствия в таком случае намного более сильный, чем в случае классической «говорящей головы в телевизоре». Проекция становится окном в продолжение лекционного зала за стеной, но де-факто — уже в студию профессора в другой стране», — сказал директор по цифровой трансформации и технологическим инновациям СКОЛКОВО Анатолий Стояновский.
По его словам, Школа будет активно совершенствовать этот новый образовательный опыт, собирая обратную связь от студентов.
«Мы уже начали проводить пилотные лекции в таком формате. Первая сегодня стартовала на программе EMBA. Предстоит решить еще много задач, чтобы вовлечение всех участников было максимальным, но уже сейчас эффект очевиден», — пояснил Стояновский.
Он также добавил, что стандартный антикризисный формат, который образовательные организации по всему миру стали использовать в условиях пандемических ограничений, нельзя назвать эффективным.
«Когда в аудитории просто установлен экран, в котором через Zoom выступает профессор, сидящий перед своим ноутбуком из дома, контакт с аудиторией плохой, обратная связь почти отсутствует, энергетика теряется. Нам с самого начала не нравилось это самое простое и распространенное решение. То новое решение, которое мы выработали в процессе экспериментов, оптимально для использования в повседневном режиме. И есть много идей по развитию такого формата, особенно по совместной работе профессора в аудитории с дистанционным подключением», — отметил директор по цифровой трансформации и технологическим инновациям СКОЛКОВО.
Тем временем в конце марта 2021 года бизнес-школа СКОЛКОВО запустила новую высокотехнологичную аудиторию-амфитеатр с инновационным цифровым слоем и оборудованием, позволяющим вести занятия в самых современных форматах.