Взгляды на вопросы наследования бизнеса между представителями разных поколений в состоятельных российских семьях расходятся – второе поколение ожидает получить в управление семейные активы гораздо чаще, чем родители думают о передаче. В своём исследовании сотрудники Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО попытались проверить, связан ли этот разрыв с ценностными различиями между поколениями.
В работе рассматриваются представители трёх поколений (Беби-бумеров, Поколения X, Миллениалов [1]), границы которых в российских условиях предложены специалистами проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений».
Качественное исследование построено на анализе отечественных и зарубежных источников, фокус-группах с представителями Поколения X и Миллениалов (проведена в июле 2018 года), а также серии индивидуальных глубинных интервью с восемью Миллениалами, десятью Иксами и восемью Беби-бумерами из семей с капиталом свыше $1M (проведены с августа 2018 по август 2019 года).
Качественное исследование построено на анализе отечественных и зарубежных источников, фокус-группах с представителями Поколения X и Миллениалов (проведена в июле 2018 года), а также серии индивидуальных глубинных интервью с восемью Миллениалами, десятью Иксами и восемью Беби-бумерами из семей с капиталом свыше $1M (проведены с августа 2018 по август 2019 года).
Соответственно и отношение к благосостоянию у разных поколений тоже отличается: от инструмента, дающего свободу, у Беби-бумеров, к средству обеспечения комфорта – у Иксов и ключу, открывающему доступ к привлекательному образу жизни и интересному кругу общения – у Миллениалов.
Уровень потребностей и амбиций у детей в состоятельных семьях в большинстве случаев как минимум на порядок ниже, чем у отцов. В личных беседах только единицы называют в качестве желаемого уровня финансового благополучия уровень, сравнимый с родителями – и для его обеспечения нет необходимости брать на себя ответственность и обязательства, связанные с управлением крупным сложным бизнесом. Информационная открытость, социальная общительность и хорошее образование нередко толкает представителей второго поколения владельцев капиталов на поиск новых путей применения своих способностей и самореализации, которые имеют мало общего с российским бизнесом их родителей. [5]
Представители разных поколений по-разному смотрят на то, какими должны быть отношения «отцов и детей» по мере взросления последних. Чем родитель взрослее, тем выше вероятность, что он будет ждать самостоятельности от ребёнка. Вместе с тем молодое поколение рассчитывает, что родные будут помогать как можно дольше [6].
Пользуется популярностью – в силу её простоты – традиционная модель преемственности, корни которой уходят ещё в советское время. Эта модель ставит во главу угла прежде всего обеспечение детям качественного образования и улучшенных стартовых позиций, в том числе финансовых, но предполагает, что после выхода во взрослую жизнь дети будут создавать собственные семьи и жить отдельной от родителей жизнью. [7]
Можно сказать, что родителям трудно понять психологические сложности своих детей в начале их самостоятельной жизни – в частности те, что вызваны падением привычного уровня жизни в случае окончания семейной поддержки.
Опыт первого поколения российских наследников повлияет на будущее механизма преемственности. В России нет выстроенной системы передачи крупных капиталов, поэтому то, как создатели состояний будут работать с преемниками в этом вопросе, повлияет на поведение молодого поколения в отношении уже своих детей.
В России пока не сложилось устойчивых традиций и модели взаимодействия между разными поколениями в состоятельных семьях <...> Советскую парадигму преемственности вряд ли можно назвать оптимальной в ситуации, когда семья владеет существенными по стоимости активами – как в части управления активами, так и с точки зрения риска провоцирования конфликтов между членами семьи. [8]
Помочь выстраиванию системы может сверка ожиданий представителей разных поколений: полезно выстраивать регулярный диалог о благосостоянии семьи, заниматься формированием совместного опыта, чтобы лучше понимать ценности друг друга, а также развивать самостоятельность молодёжи.