Эксперты Московской школы управления СКОЛКОВО сформулировали вопрос следующим образом: «если завтра Центральный банк выпустит национальную цифровую валюту, то есть наличные перейдут в цифровой формат, которой можно будет платить абсолютно в любом месте наравне с обычными наличными, будете ли вы ими пользоваться?».
Точно будут пользоваться цифровым рублем 14% респондентов, свидетельствуют результаты опроса. Еще 36% респондентов дали ответ «скорее да». Негативно настроены только 38%, из которых только 22% категорически отказываются использовать цифровой рубль — то есть дали ответ «нет, точно не буду использовать».
«Востребованность цифрового рубля во многом объясняется тем, что россияне привыкли к инновациям. По данным различных рейтингов, наша страна находится в лидерах — на первых местах — по проникновению финансовых инноваций, а доля людей, которые пользуются современными инновациями, от мобильного банка до бесконтактной оплаты, — около 70-80%, в зависимости от инновации. Финансовые посредники в большинстве своем быстро и персонализированно предлагают наилучшие решения клиентам. Все эти факторы приводят к тому, что довольно большая часть населения заинтересована и готова использовать цифровой рубль», — поясняет руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Егор Кривошея.
Тем не менее, добавляет он, все равно остается прослойка населения, которые не хотят вовлекаться в новые инструменты оплаты — во многом из-за силы привычки пользоваться наличными и вследствие недоверия к технологиям и банковской системе.
Опрос проводится среди 1,6 тысячи человек с 21 января по 10 февраля 2021 года.
Центробанк представил концепцию цифрового рубля в начале апреля 2021 года. Как отмечает Егор Кривошея, она сочетает в себе и передовые технологические инструменты, и локальную специфику России.
«С одной стороны, цифровой рубль в двухуровневой розничной модели — модели D — учитывает созданную инфраструктуру безналичных расчетов и вовлеченность клиентов в банковские продукты. С другой стороны, использование и централизованной инфраструктуры, и технологии распределенных реестров позволяет использовать платформу для создания инновационных сервисов без ущерба скорости транзакций и стабильности системы», — говорит эксперт.
В то же время, добавляет он, остается ряд вещей, которые зависят не только от действий регулятора. В частности, перечисляет Кривошея, использование возможностей токенизированного рубля помимо обмена и для создания инновационных решений зависит не только от ЦБ, но и от инициативности и креатива участников рынка, которые могут развивать новые продукты и сервисы.
«В целом Банк России создал новую инфраструктуру, которая может стать конкурентным преимуществом нашей финансовой системы. Помимо того, что инновации могут дать преимущества на внутреннем рынке, хорошо проработанная концепция цифровой валюты и связанной с ней инфраструктуры может также помочь нашему Центральному банку повлиять на формирование стандартов и правил для международного обмена цифровыми валютами, хотя сейчас это и не является первоочередной задачей», — констатирует руководитель направления исследований Финцентра Школы.
Он также указывает, что запуск платформы цифрового рубля позволяет тем, кто не согласен с базовыми принципами экономики рынка безналичных розничных платежей, получить функционирующую альтернативу помимо наличных.