Как привлечь внимание перегруженных информацией слушателей? Как ускорить трансформацию теоретических знаний в реальные управленческие навыки? И как сделать обучение одновременно реалистичным, эффективным – и при этом безопасным?
Ответ, по мнению экспертов Школы управления СКОЛКОВО, — в использовании игровых симуляций и других иммерсивных форматов обучения.
На международной конференции EURIE в Стамбуле Ксения Трифонова представила подход школы к разработке и внедрению иммерсивных форматов. В центре выступления оказалась «Полка с играми» — коллекция игр и симуляций, разработанных Центром коммуникаций и цифровых решений совместно с образовательным блоком школы.
«Игры работают через эмоции и действия. Это делает обучение глубоко личным и запоминающимся, в том числе для управленцев и предпринимателей с богатым опытом», — подчеркнула Ксения Трифонова.
Больше, чем просто игры
Рынок симуляционных игр в мире стремительно растет и, по прогнозам, к 2026 году пробьет отметку в $17,6 млрд – CAGR с 2020 года устойчиво держится на уровне 17,2%.
Чем это обусловлено? На фоне растущего спроса на персонализированный подход в бизнес-образовании игровые форматы отвечают на ключевые вызовы отрасли, позволяя:
- Выводить слушателей из привычных ролей и вовлекать в активное взаимодействие,
- Развивать стратегическое мышление и навыки коммуникации в стрессовых условиях,
- Безопасно отыгрывать кризисы, включая корпоративные конфликты,
- Переживать эмоционально насыщенные, запоминающиеся ситуации.
Иммерсивное обучение: как это происходит
Каждая игра на «Полке» — это симуляция реального или гипотетического управленческого вызова.
Участники вершат судьбу компаний, переживают последствия экологических катастроф, готовят бизнесы к трансформации или пробуют силы в стратегиях будущего, развивая цивилизации в глубоком космосе.
Один из ярких примеров — «Синематика», симулятор развития киноиндустрии с 2000 по 2028 год. За 90 минут участники проживают два десятилетия управленческих решений: осваивают новые технологии, адаптируются к рыночным потрясениям, управляют рисками и формируют долгосрочные стратегии, результат которых можно увидеть здесь и сейчас.
Участникам предстоит на основе анализа рынка выбирать формат и жанр контента, заниматься продюсированием, съемками и пост-продакшеном. Выигрывает команда с наибольшей стоимостью активов по итогам игры – то есть лучше других угадывающая запросы аудитории, реагирующая на внешние вызовы и инвестирующая в технологии. Ключ к успеху – в слаженной работе продюсера, аналитика и режиссера.
«Синематика» — уникальная игра, участники которой могут отработать экономическую стратегию на длительном горизонте под влиянием меняющихся технологий и внешних обстоятельств. Полученные в ходе симуляции навыки будут актуальны и для других сфер, не только для кино.
«Не существует другого формата, в котором за 90 минут можно прожить почти 30 лет стратегических решений. И при этом не заскучать», — отметила Ксения Трифонова.
Интеграция в образовательный процесс
Игры встраиваются в программы на разных этапах:
- в начале модуля — для диагностики и постановки персональных целей,
- в середине и в конце — для отработки конкретных инструментов и анализа решений через призму теории.
Симуляции становятся альтернативой традиционному кейс-методу, добавляя обучению эмоциональный и практический слои. И при этом позволяют участникам ошибаться — без последствий для реального бизнеса и эмоциональной безопасности слушателя.
В портфеле СКОЛКОВО более 10 авторских игр, адаптируемых под задачи компаний и образовательных программ. Более 100 проведенных сессий, около 1 000 участников и средняя оценка 9,8 из 10 по итогам модулей говорят сами за себя.
Иммерсивный формат также помогает справляться с еще одной актуальной задачей — фрагментированным вниманием современных лидеров. В условиях клипового мышления, когда привычка к короткому контенту снижает способность к глубокой концентрации, симуляции помогают вернуть фокус: здесь невозможно «отключиться» — каждое решение имеет последствия.
«Мы стремимся к тому, чтобы каждый слушатель не просто получил знания, а понял, как действует в сложных условиях, что помогает ему принимать решения, а что — мешает. Игры позволяют это увидеть», — отметила Ксения Трифонова.
EURIE — одна из крупнейших международных платформ в сфере высшего образования, ежегодно проводящая отраслевые форумы в Стамбуле. Форум объединяет тысячи участников из десятков стран: ректоров, преподавателей, исследователей и экспертов в области образовательных технологий.