18 июня 2024
Статья

«Живая ткань города»: зачем России мастер-планы

Предприниматели-выпускники программы SKOLKOVO Master in Project Strategy Юлия Зубарик (бюро Master’s Plan) и Вячеслав Трактовенко («УК Имхотеп-Девелопмент») в консорциуме с партнерами заняли первое место в открытом международном конкурсе на разработку мастер-плана города Грозный. К чему сводятся мастер-планы, почему они так нужны российским городам и в чем стратегия развития столицы Чечни, читайте в интервью с Юлией и Вячеславом.
«Живая ткань города»: зачем России мастер-планы
Источник: Архитектурно-градостроительное бюро «МАСТЕР’С ПЛАН»

Мастер-план – в городском планировании этот инструмент для России не нов, но именно в последние годы о мастер-планах говорят так часто, как не говорили никогда. Давайте начнем с основ – что такое мастер-план и чем он отличается от генерального плана?

Юлия Зубарик: Мастер-план - это документ стратегического планирования, более комплексный, нежели генеральный план, и рассматривающий город как живой организм, и в экономическом, и в социальном, и в пространственном отношениях.

Этот документ формулирует общую стратегию развития территории, определяет цели, задачи и направления дальнейших изменений – но не в качестве единственно возможных и незыблемых.

В этом и одно из главных отличий от генерального плана – мастер-план крайне гибкий инструмент, с помощью которого процесс трансформации территории можно скорректировать с учетом новых задач, планов, условий.

В конце концов город развивается по своим собственным законам, и планирование, даже стратегическое, отнюдь не всегда может предсказать, в каком именно направлении будет идти трансформация.

Вячеслав Трактовенко: Я бы выделил, что мастер-план связывает стратегию социально-экономического развития и генплан, при этом выделяя конкретные инвестиционные проекты для дальнейшей реализации.

Коль скоро мастер-план включает и экономику, и социалку, и экологию – что из этого идет на первом месте? Всегда же есть ведущее звено.

Юлия Зубарик: Конечно, это экономика.

В ходе разработки мастер-плана определяется, к какому типу принадлежит тот или иной город – промышленный ли это центр, или региональный/федеральный административный центр, или точка туристического притяжения – оценивается текущее состояние экономики, сильные и слабые места, на основе чего высчитываются потенциальные доходы бюджета.

Мастер-план – все-таки документ реального планирования, а не башня из слоновой кости. Чтобы понять, чем живет город сейчас и чем будет жить в будущем, в первую очередь надо понять его финансовую составляющую.

Далее город, как луковица, раскладывается по слоям, анализируется: как обстоит дело с жилой недвижимостью? А с коммерческой? Что с инфраструктурой – инженерной, транспортной, социальной, досуговой? 

Один из аспектов – туристический. Нужно понять, есть ли в городе уже туристические аттракторы [точки притяжения], хватит ли их потенциала с учетом планируемого места туризма в жизни города. Если нет, предлагаются новые.

Например, в мастер-плане Грозного мы предложили создать в центре города 7-километровое зеленое кольцо [что-то похожее на Бульварное кольцо в Москве, которое хотя и не совсем кольцо, а полукруг], по которому жители и гости города могли бы прогуливаться, а сопутствующая бизнес-инфраструктура – зарабатывать.

В этом, кстати, еще одно отличие мастер-плана от генплана: он дает инвесторам ясное понимание, в каком направлении будет развиваться та или иная территория, какие инвестиционные проекты на ней возможны, какие вложения и какую прибыль они сулят.

Мастер-планы делают городское развитие более комплексным, прозрачным и понятным как для жителей, так и для бизнеса и местных властей.

Но город – крайне сложная система, поменяв что-то в одном месте, можно получить неожиданные, и не всегда позитивные, изменения в другом…

Юлия Зубарик: Именно. Мы, как хирурги, должны очень аккуратно подходить к живой ткани города и не вырезать ничего лишнего. Семь раз отмерь – один отрежь.

Поэтому мы крайне аккуратно подходим к созданию новых пространств и изменению существующих. Предварительно следует просчитать, где в городе находятся точки притяжения жителей и туристов, как распределяются людские потоки в то или иное время дня, где находятся активности – рабочие, развлекательные, интеллектуальные.

Хорошо, но как это все реализуется на практике? Вот мастер-план Грозного – на чем базировалась разработка? Какие исходные данные?

Юлия Зубарик: У нас был месяц, чтобы подготовить эссе, по итогам которого отбирались три финалиста для дальнейшей работы над мастер-планом. Эссе должно было отразить наше видение Грозного через 10 лет, до 2033 года.

Вячеслав Трактовенко: Организаторы конкурса представили нам результаты большого исследования, которое легло в основу технического задания на мастер-план, и на которое мы во многом опирались при подготовке эссе.

Мы также провели встречи с разными группами стейкхолдеров: с представителями мэрии Грозного, с университетами, целым рядом компаний, а еще анализировали открытые данные, в том числе стратегию социально-экономического развития Грозного и Чеченской Республики в целом.

Юлия Зубарик: На саму работу по мастер-плану было отведено три месяца, это невероятно короткий срок, такой забег 24/7, но мы, скажем так, финишировали первыми: наш проект занял на конкурсе первое место.

После этого нам дали четыре месяца на доработку с учетом мнения всех заинтересованных сторон, и на данный момент мастер-план одобрен на уровне главы региона.

Все города с одной стороны похожи друг на друга, с другой – у каждого свое лицо. Какое лицо у Грозного?

Вячеслав Трактовенко: Грозный – город, который очень активно растет. Существенная особенность города – очень молодое население, которое к тому же быстрыми темпами растет, примерно на 100 тысяч человек за последние 10 лет [в конце 2000-х в Грозном жили 230 тысяч человек, в 2023-м – 331 тысяча].

Собрав эти факторы вместе, мы увидели, что целью новой социально-экономической модели развития Грозного должно стать снижение зависимости от федерального бюджета и создание целого ряда отраслей экономики, привлекательных для частных инвестиций.

В дальнейшем они должны сформировать платежеспособный спрос и в целом поднять уровень экономики и жизни в Грозном.

Так, и к чему сводится ваш мастер-план развития этого «города молодежи»?

Юлия Зубарик: Мы опирались на пять сил Грозного, которые выявили в процессе изучения города: сила технологий, сила личности, сила культуры, сила природы и сила времени. В соответствии с ними сформировали порядка 22 проектов, нацеленных на развитие реального сектора экономики, образовательной, жилищной и социальной сфер.

В области жилищных и социальных проектов нашей первой задачей было усиление центра города за счет соединения приоритетных территорий, которые были даны нам в разработку. В нашей концепции весь центр опоясывает зеленое кольцо, которое мы назвали «Сердце Грозного» - я уже упомянула его выше.

Это пешеходный бульвар протяженностью около семи километров, который связывает все главные достопримечательности города: мечеть «Сердце Чечни», башню «Ахмат Тауэр», центральный городской рынок «Беркат» и проектируемые нами исламский финансовый центр, культурную ось, креативный кластер и центральный парк.

Один из вызовов для Грозного – расселение старого ветхого жилого фонда и обеспечение жителей качественным и комфортным жильем. Поэтому в нашей концепции появились такие жилищные проекты, как исламский жилой комплекс, исламский городок, жилые комплексы «Сунжа ривер» и «Три поколения», где дома устроены так, чтобы комфортно вмещать родственников трех поколений семьи в соответствии с культурными традициями чеченцев.

Из интересных проектов, которые мы инициировали, можно выделить благоустройство набережной Сунжи, чтобы вернуть реку городу и устроить прогулочную и зону отдыха на многих ее участках.

Недалеко от центра Грозного расположено Чернореченское водохранилище, которое жители называют Грозненским морем. Мы предложили создать вокруг него ряд объектов: туристический центр, базарную набережную, арт-объект в виде непрерывного моста, который соединяет две стороны моря, и реабилитационный центр «Дом поколений», предназначенный для совместного пребывания детей с особенностями развития и пожилых людей. 

Вячеслав Трактовенко: Один из основных запросов мэрии Грозного заключался в том, чтобы разработать конкретные инвестиционные проекты с конкретными инвесторами, своего рода инструменты быстрых побед.

В соответствии с пятью силами города мы выделили три основные направления его экономического развития: 

·     Грозный как образовательная столица для всего Северо-Кавказского федерального округа. Здесь предполагается создание межвузовского кампуса с опорой на инфраструктуру существующих вузов города и недавно открывшийся филиал МГУ, а также создание первого на Северном Кавказе инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ).

·     Развитие технологий обеспечения безопасности – сильная сторона региона в силу его культуры и исторических особенностей. 

·     Грозный как общественно-деловой и финансовый центр по взаимодействию с мусульманскими странами, где есть ряд крупных федеральных мероприятий и событий: большое ЭКСПО, реализация эксперимента по исламскому банкингу и финтеху в целом.


И так ваша заявка победила?

Юлия Зубарик: Да, наш проект был детально проработан в соответствии с техзаданием, мы даже превзошли ожидания организаторов конкурса и заказчика, углубились в понятие «мусульманского жилого дома», предложили развитие реального сектора экономики, дали четкие прогнозы и расчеты по демографии, по отдаче экономики за счет реализации мастер-плана.

Вячеслав Трактовенко: Как мне кажется, нам удалось создать обоснованную социально-экономическую модель, которая перезапускает Грозный и выводит экономику города на инвестиционный цикл.

Мы увязали проекты друг с другом с точки зрения пространственного и территориального распределения, сроков реализации и получаемой от них синергии. Мы увидели и структурировали «большую систему» формата тех, над которыми работают на Master in Public Strategy. И только после нее это все переходит на уровень отдельных архитектурных решений.

Замечательно. Но, возвращаясь к общей повестке, если мастер-план так хорош для всех, почему заказывают его разработку не муниципалитеты, а бизнес или различные институты развития?

Юлия Зубарик: В этом и сила, и слабость нынешнего положения мастер-планов: в отличие от генеральных планов, они не учтены в отечественном законодательстве, такой категории просто нет, что отчасти и делает эти документы такими гибкими и удобными.

Такая статья расходов, как «разработка мастер-плана», в городских бюджетах пока де-юре невозможна, именно поэтому эти работы заказывает или крупный бизнес, например «Норникель» в Норильске, или агентства развития федерального или регионального масштаба, например «ДОМ.РФ».

А генеральные планы?

Юлия Зубарик: А генеральные планы как раз учтены в законодательстве всех уровней, поэтому финансирование этой категории идет без проблем. Но из-за их сущности документы эти эффективными назвать сложно.

Фактически, любой генеральный план любого города на момент принятия – это уже устаревший документ, рудимент. Они устаревают еще до того, как их формально принимают законодательные органы власти. Просто ввиду своей сущности. Априори.

Мой любимый пример – это генеральный план Москвы, который был принят в 2010 году. К этому моменту он устарел не только концептуально, его разработчики не смогли предсказать девелоперский бум последующих 10-15 лет, в частности застройку промышленных зон.

В итоге все последующие грандиозные инфраструктурные проекты типа БКЛ реализовывались в Москве уже помимо генерального плана, который не учитывал необходимость расширения инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры в бывших промзонах.

На 2010 год промзоны были единственной опцией для массового жилищного строительства в черте города. Поскольку учтено это в генплане не было, пришлось придумывать все на ходу.

Так вот, возвращаясь к юридическому аспекту мастер-планов, несмотря на их не до конца узаконенный статус на данный момент, связанная с ними повестка активно идет вперед при участии президента…

Президентов республик? Они же все «главы» теперь?

Юлия Зубарик: Нет, президента Российской Федерации! Разработка мастер-планов – один из градостроительных сюжетов, которому уделяют большое внимание на федеральном уровне, в том числе благодаря чему он развивается так активно.

В февральском послании Федеральному собранию [2024 года] глава государства предложил «определить перечень более 200 крупных и малых городов, для каждого [из которых] должен быть разработан и реализован свой мастер-план».

Параллельно повестка продвигается в сторону закрепления в законодательстве такого понятия, как мастер-план. Я вхожу в различные экспертные группы, которые предлагают, как именно это можно сделать де-юре, и вижу интерес не только со стороны государства, но и бизнеса.

Крупные девелоперские компании – не буду называть, какие – хотели бы поучаствовать в юридической формализации этого инструмента. Больше того, они выражают готовность финансировать разработку мастер-планов в различных городах, входящих в периметр их интереса.

Города с мастер-планом для бизнеса более понятны и предсказуемы, поэтому компании сами заинтересованы в том, чтобы такие инструменты там использовались.

С другой стороны, нет ли в этом рисков? Ведь гибкость мастер-планов отчасти связана с тем, что они не входят в перечень стандартных градостроительных документов, находятся как бы вне этой орбиты.

Юлия Зубарик: Разумеется, риски есть. Участники законодательного процесса сейчас пытаются пройти по тонкому льду. Мастер-планы необходимо формализовать таким образом, чтобы они не стали неповоротливым бюрократическим инструментом, но сохранили гибкость.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie