Выводы представлены в «Маршрутной карте трансформации университета», созданной на основании опроса команд университетов-участников проекта.
Ключевые изменения:
- Изменилось отношение к студентам — образование стало более индивидуализированным, а содержание курсов — актуальнее и современнее, появились новые форматы и методы обучения, образовательные профили и программы;
- Университеты-участники «Проекта 5-100» показали и другие качественные изменения — как в образовательном, так и в исследовательском и инновационном процессах (что также подтверждается количественными показателями). В частности, университеты стали расширять поле своей деятельности и фокусироваться также на усилении исследовательской и инновационной компетенции;
- Основное воздействие «Проекта 5-100» на систему высшего образования — переход к стратегическому планированию развития университета. Для университетов стало нормой планировать свой дальнейший рост с учетом интересов разных стейкхолдеров (города/региона, студентов, научно-педагогического состава, индустрии и так далее) и делать публичными стратегии развития;
- Существенные позитивные изменения наблюдаются в системах управления, кадровой политике и организации университетского пространства. Университеты оптимизировали свои бизнес-процессы, а система управления и сами университеты стали более открытыми;
- Во многом благодаря «Проекту 5-100» в стране развернулась дискуссия о вкладе университетов в повышение уровня жизни в России и укреплении их конкурентоспособности. Это дает дополнительный толчок смене представлений об эффективности работы вузов и обусловленное этим снижение формализма;
- Перед российским высшим образованием в целом и перед вузами-участниками «Проекта 5-100» в частности по-прежнему стоят серьезные вызовы, которые предстоит решать уже в рамках «Приоритета 2030» — новой программы государственной поддержки и развития университетов. В частности, университетам предстоит повышать качество исследований и образования, выходя на глобальный уровень; развивать неформальную образовательную среду и отношения с регионами.
«При запуске масштабных проектов очень важно не упустить то ценное, что было наработано на предыдущих этапах. Именно поэтому к старту программы «Приоритет 2030» мы выпустили экспертный доклад по итогам «Проекта 5-100». В нем зафиксированы те ключевые изменения, которые произошли с университетами за время проекта. Это важный материал и для университетов-лидеров, которые осмысляют свой путь и планируют следующий шаг в развитии, и для вузов, которые только приступают к трансформационным изменениям. Последним доклад особенно поможет найти свою «стартовую точку» и наметить основные вехи своего трансформационного пути», — отметила директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.
Доклад подготовлен на основе опроса, который проводился в период с ноября 2020 по февраль 2021 года среди университетов-участников «Проекта 5-100» и состоял из 27 вопросов о качественных изменениях по итогам его реализации, а также на основе экспертных оценок Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО.
Тематически доклад представляет собой мост между программами «Проект 5-100» и «Приоритет 2030». И визуально, и содержательно авторы доклада использовали метафорику из спортивного ориентирования, трекинга и бега на длинные дистанции.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.