По состоянию на февраль 2020 года 189 государств (включая Россию) присоединились к Парижскому соглашению, которое нацелено на удержание прироста средней температуры на уровне 1,5 градусов, повышение способности адаптации к последствиям изменения климата и переход на низкоуглеродное развитие.
В исследовании отмечается, что глобальная климатическая угроза для России даже более актуальна, чем для многих других стран: на территории страны за последние сорок лет потепление климата происходило в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете, а в российской части Арктики — в 4,5 раза быстрее. Согласно прогнозам дальнейшего роста температуры, в России потепление будет идти интенсивнее, чем в среднем по миру. Кроме того, вне зависимости от целей и исполнения обязательств России по сокращению выбросов на ее территории, климатическая повестка создает долгосрочную угрозу российскому экспорту в отношении основных товаров — нефти, нефтепродуктов, угля, природного газа, металлов, продуктов лесной и химической промышленности. Углеродный след товаров становится не только важной потребительской характеристикой, но и основой для введения пограничного углеродного регулирования (например, инициатива Border Carbon Tax в Евросоюзе).
Из исследования Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО следует, что реакция России на климатическую угрозу может зависеть от темпа глобального реагирования на изменение климата и отношения российского общества и государства к этой проблеме. Основной выбор возникает между двумя крайними сценариями — «Продолжение текущей политики» и «Глобальное климатическое единство».
Риски есть в обоих сценариях. Продолжение текущей политики увеличивает негативное влияние изменения климата, и в перспективе это может привести к труднопредсказуемым последствиям, надежная и комплексная оценка которых в России отсутствует. Национальной экономике угрожает ограничение роста ВВП из-за снижения спроса на товары российского экспорта. При наложении этих двух рисков ограничиваются возможности для дорогостоящей адаптации к изменениям климата и ликвидации последствий катастроф.
Для сценария «Глобальное климатическое единство», предполагающего присоединение России к международным действиям по борьбе с изменениями климата, будет присуще закрепление за защитой климата статуса национального приоритета, принятие нашей страной максимально амбициозных целей по снижению выбросов, масштабные инвестиции в низкоуглеродные технологии и сокращение инвестиций в сектор ископаемых топлив. В сценарии «Глобальное климатическое единство» изменение климата замедляется за счет всеобщих активных мер по сокращению выбросов парниковых газов. При этом в России возникает риск потери текущих рынков сбыта и падения выручки базовых отраслей экономики, а также налоговых поступлений в бюджет. Неизбежен рост стоимости тепловой и электрической энергии. В то же время, ускоренный переход на низкоуглеродную модель развития экономики диверсифицирует экономику и создаст стимулы для развития инноваций.
Риски сценария «Продолжение текущей политики» оказываются существенно выше и в перспективе ведут к разрушению экономики страны, поэтому движение ко второму сценарию представляется более разумным ответом России на климатическую угрозу, чем дискуссии о причинах изменения климата.
Авторы исследования отмечают, что для движения ко второму сценарию Россия может сделать несколько первоочередных шагов, среди которых создание государственной системы климатического мониторинга, перезапуск программы повышения энергоэффективности (и других направлений сокращения выбросов парниковых газов), развитие безуглеродного экспорта (например, на основе водорода), увеличение поглощения СО2 на управляемых землях.
Климатическая угроза абсолютно реальна, и это уже давно не просто предмет научных дискуссий, а важнейший фактор формирования контуров мировой экономики на долгосрочную перспективу. Десятки государств, сотни городов, тысячи инвесторов по всему миру уже предпринимают конкретные шаги в связи с этой угрозой. Эти шаги направлены на низкоуглеродное развитие, в котором остается все меньше места для ископаемых топлив и товаров, произведенных с их использованием. В любом случае России придется приспосабливаться к этим процессам, но без изменения отношения к климатической угрозе со стороны российской власти и общества движение по этому пути будет медленным и болезненным. Времени на принятие решения остается не так много, и лучше не тратить его на обсуждение причин изменения климата и мифов, с этим связанных.
Татьяна Митрова
директор Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО
С полным текстом исследования можно познакомиться по ссылке.
Справка
- К середине XXI века летняя температура в России возрастет по отношению к концу XX века на 2–4 ºС в зависимости от сценария. Изменение климата в России уже создает угрозу здоровью и жизни людей (через волны жары, наводнения, лесные пожары), провоцирует вынужденную миграцию, угрожает продовольственной безопасности (например, из-за учащения засух и опустынивания земель в основных земледельческих районах России) и создает угрозу инфраструктуре.
- Озабоченность климатической угрозой от научного сообщества постепенно передается политикам, инвесторам, общественным деятелям и рядовым гражданам по всему миру. По состоянию на сентябрь 2019 года 65 стран и Европейский союз заявили о стремлении к углеродной нейтральности (то есть нулевым выбросам СО2 с учетом поглощения) к 2050 году. Многие из них либо уже запустили систему торговли выбросами СО2 или другие формы цены на углерод и углеродных сборов, либо планируют это сделать в ближайшем будущем. Потребители товаров и услуг обращают все больше внимания на их экологичность, в том числе климатическую устойчивость. Продажи компаний, имеющих экологические обязательства и программы устойчивого развития, растут быстрее, чем у конкурентов. Инвесторы по всему миру отказываются от финансирования секторов, связанных с ископаемым топливом. Нефтегазовые и электроэнергетические компании активно реструктурируют активы в пользу низкоуглеродных проектов, а также наращивают инвестиции в возобновляемую энергетику, биотопливо, улавливание СО2, повышение энергоэффективности, водородные технологии.
- В России проблема изменения климата не относится к числу приоритетов государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях и не находится в центре общественного обсуждения. В интенсивном сценарии проекта стратегии низкоуглеродного развития России заложена цель по снижению выбросов парниковых газов к 2050 году до 52 % от уровня 1990 года, что не выглядит амбициозно на фоне стран-лидеров, стремящихся к климатической нейтральности (нетто-нулевым выбросам парниковых газов). Вместе с тем у страны есть потенциал сокращения выбросов парниковых газов до уровня углеродной нейтральности и даже ниже за счет, например, повышения энергоэффективности, раскрытия потенциала ВИЭ, увеличения поглощения СО2 на управляемых землях и так далее.