В свете санкционного давления на российские банки, систему ЦВЦБ стали называть одним из возможных решений для обхода санкций. Эксперты финансового рынка поделились своими мнениями в статье для Zaim.com, среди них – Олег Шибанов, академический директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, профессор программы SKOLKOVO Executive MBA.
В центре внимания
В феврале–марте 2022 года стали происходить колоссальные изменения. Одним из наиболее важных событий этого периода стало отключение ряда банков от системы SWIFT, при этом все еще существует вероятность расширения ограничений с уже полным отключением России по довольно большому контуру международных платежей.
Современная история знает два примера SWIFT-изоляции: Иран и КНДР. Россия уже пополнила этот список. В нынешних условиях в ход пошла Система передачи финансовых сообщений (СПФС) для платежей внутри страны, но решение для международных платежей пока что под большим вопросом – слишком мало финансовых институтов подключено к системе.
«Система SWIFT важна, но не является единственной или ключевой компонентой международной системы расчетов. Отказ от SWIFT возможен, но он может значительно увеличить издержки участников», – считает Олег Шибанов, академический директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, профессор программы SKOLKOVO Executive MBA.
По словам эксперта, проблема заключается не в обмене защищенными сообщениями о том, кто кому платит, а в отсутствии непосредственно механизма расчета. Если платежи невозможны технически, ввиду санкций на расчеты в целом, то важность системы – например SWIFT – отходит на второй план.
Сложившаяся с Россией ситуация может напоминать санкционное давление на Исламскую Республику Иран, которое длится не одно десятилетие и приобрело наиболее жесткие черты с ноября 2018 года и продолжается по сей день. Санкции вынудили Иран искать новые пути финансовых коммуникаций. В 2018 году Центральный банк страны поручил Корпорации информационных услуг, исполнительному органу центрального банка, начать изучение возможностей цифровых активов. В сложившейся ситуации Иран стал одной из первых стран, легализовавших майнинг криптовалют для митигации финансового ущерба. Поскольку криптовалюты оказались полезными для развития международной торговли, в январе 2022 года Центробанк Ирана и министерство торговли договорились связать платежный портал центрального банка с торговой системой, которая позволила бы предприятиям использовать цифровые активы для расчетов. Несмотря на то что изучение ЦВЦБ в Иране началось еще в 2018 году, только сейчас страна перешла к активной разработке.
История цифровых валют в России тоже достаточно непростая. Жесткое и категоричное отношение Банка России к криптовалютам могло интерпретироваться как нежелание видеть конкурентов цифровому рублю. В то же самое время темпы изучения возможностей ЦВЦБ демонстрировали, что проект был явно не в приоритете. Возможно, ситуация изменится в текущих обстоятельствах и «третья форма денег» снова выйдет на передний план. Остается вопрос: для чего именно?