05 сентября 2020
Статья

Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии

Производительность труда, эффективность и конкурентоспособность современных предприятий сегодня всё больше зависят от быстрого и гибкого использования цифровых управленческих систем и технологий. Перед бизнесом открываются перспективы быстрого развития через использование преимуществ трансформации в киберфизические компании (сочетающие информационные технологии с физическими процессами).
Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии
Источник: by Green Chameleon on Unsplash

Эксперты Департамента корпоративного обучения Московской школы управления СКОЛКОВО постарались рассказать об интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы уже работающего предприятия, а также о том, что важно помнить, проводя цифровую трансформацию компании.

Промышленные революции несут в себе риски для привычного уклада. Исследователи феномена часто считают (учитывая исторический опыт), что не все риски сбываются из-за растянутости революций во времени. Однако срок, за который технологии начинают активно использоваться большинством потребителей, сокращается[1] (это касается и производственных технологий).[2] Следовательно, растёт вероятность осуществления рисков, и это нужно принимать во внимание.

Скорость, с которой новые технологии входят в нашу жизнь, становится уже феноменальной. Электричеству потребовалось 30 лет, чтобы охватить максимальное количество пользователей, телефону — 20, сотовому телефону потребовалось меньше 5 лет на адаптацию, планшетному компьютеру — и вовсе три. <…> Всё это наводит на мысли, что через 10 лет наша «цифровая жизнь» станет неузнаваемой.[3]


В результате 10-летнего исследования опыта семи стран мира и десятков машиностроительных предприятий авторы исследования выделили 15 управленческих систем, которые необходимо оперативно реализовать российским предприятиям, если они хотят быть конкурентоспособными в сравнении с иностранцами в вопросах четвёртой промышленной революции.[4]

Перечисленные управленческие системы необходимы для инновационного прорыва на предприятии, но не гарантируют его. Такой прорыв может быть обеспечен за счёт комплексных решений, так называемых фабрик будущего, строящихся вокруг триады «цифровое проектирование и моделирование + новые материалы + аддитивные технологии» и сочетающих в себе передовые технологии из разных отраслей.

Разработка и производство в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной кастомизированной продукции нового поколения возможны сегодня с применением фабрик будущего (Factories of the Future) — систем комплексных технологических решений, ключевым элементом которых становятся «умные» математические модели и «умные» цифровые двойники (Smart Digital Twins) объектов/изделий/продуктов, производства и технологических/ производственных процессов.[5]

Для успешной трансформации предприятия важно понимать текущее его состояние, а значит иметь возможность провести подходящую для этого диагностику. В дополнение к существующим методикам такой диагностики авторы исследования предлагают собственную модель цифровой зрелости производственной компании (ODM3).[6]

В рамках этой модели можно оценить степень уровней производительности компании (ad-hoc, defined, managed, integrated, optimized) по каждому из 15 значимых сегментов. После этой оценки станут ясны направления, на которые нужно обратить внимание для успеха цифровой трансформации организации.

- После оценки цифровой зрелости компании и перед принятием решений о развитии тех или иных компонентов важно рассчитать экономический эффект интеграции выбранной киберфизической технологии, учесть возможные затраты[7] и выгоды[8] от внедрения. И только вслед за этим принимать решение об инвестиции в конкретную технологию.

Одна из важнейших нужд компании — качественное понимание поведения клиентов. Такую потребность следует реализовывать через сбор и обработку данных от умных подключенных продуктов. С целью поиска и дальнейшего внедрения подходящих под нужды компании продуктов авторы разработали модель промышленного скаутинга.[9]

Для цифровой трансформации важно, чтобы у компании были черты организации-амбидекстра, то есть она должна обладать чертами как корпорации, так и стартапа.[10] Большая гибкость повысит шансы на успех трансформации.

Процесс создания нового не может жить по законам устоявшихся бизнес-процессов. Хотите закрыть инновационный проект — поручите его исполнение существующему подразделению, которое, скорее всего, перегружено задачами и возиться с новым и непонятным проектом не станет. < …> Новое — зона поиска, зона неопределённости, риска, проб и ошибок, и потому создание нового работает по другим правилам.[11]

Многие производства негибки, а в цифровой экономике важно иметь возможность протестировать гипотезу и создать прототип своего продукта. В этой связи появляются специальные пространства-мобилизаторы, которые объединяют вокруг себя активное сообщество, доступность, открытость и нужную для производства инфраструктуру.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie