«В России среди региональных властей бытует стереотипное отношение к университетам. Для многих губернаторов они остаются «кузницей кадров» или — при более равнодушном взгляде — стандартными социальными объектами. Но в первую очередь университет — это научно-технологический центр и точка притяжения разнообразных талантов. Таланты же для дальновидного губернатора являются ключевым ресурсом развития региона», — написала Назайкинская в колонке для «Ведомостей».
По ее словам, привлечение наставников от региональных представителей, заинтересованных в результате студенческих работ, также способствует налаживанию партнерства. Почувствовав свою востребованность, выпускники с большей вероятностью останутся в своем регионе.
«Не стоит забывать и о важности культурного развития и взаимодействия с локальным сообществом, когда университеты открывают курсы, библиотеки, делают публичные мероприятия образовательного характера для горожан. Получается своего рода открытый кампус, который влияет на повышение уровня культуры, а значит — на повышение качества жизни в регионе», — пояснила директор центра.
Но существуют еще две формы взаимодействия университета и региона, которые можно условно назвать «высшим уровнем партнерского взаимодействия».
Первая из этих форм — стратегическое использование исследований и разработок университета для развития региона, вторая — включенность университета в разработку стратегии развития региона, вплоть до переноса центра стратегирования из региональной администрации в университет.
«Для партнерских отношений важна не столько благоприятная среда, сколько готовность и надежность партнеров. А это значит, что каждая сторона – и университет, и региональная власть — должны подтверждать свою компетентность не словами и бумагами, а реальными делами с результатами высокого уровня», — констатирует Ольга Назайкинская.