«СВАМ пока в основном рассматривается как проблема экспортно ориентированных металлургов, однако, по нашему мнению, это пока только «первый звонок»: в перспективе абсолютно все компании во всех секторах российской экономики будут прямо или косвенно им задеты», — сказала директор центра Ирина Гайда, чьи слова приводит «Коммерсант».
Как отмечают аналитики СКОЛКОВО, СBAM серьезно повлияет на конкурентоспособность экспортеров из многих стран. Пострадают интересы России, Турции, Китая и Норвегии, в меньшей степени — Белоруссии, Украины, Туниса, Марокко, Великобритании и ОАЭ. Им придется одновременно переходить к низкоуглеродному развитию и платить за выбросы по экспортируемым в ЕС товарам.
Механизм СBAM отвечает основным нормам ВТО, поскольку одновременно с распространением СBAM предусматривается постепенная отмена бесплатных квот для производителей из ЕС. Однако многое будет определяться подзаконными актами и тем, как будет меняться CBAM в ходе пересмотра в 2023-2026 годах. В то же время CBAM вступает в противоречие с некоторыми принципами Парижского соглашения, поскольку CBAM подталкивает все страны, торгующие с ЕС, к введению ценообразования на выбросы парниковых газов и гармонизации мер учета углеродного следа в логике стандартов ЕС.
В связи с этим первоочередной задачей — как для российского бизнеса, так и для регуляторов — становится внедрение качественной отчетности по эмиссиям парниковых газов, соответствующей требованиям международных торговых партнеров.
Кроме того, нужно пройти две ключевых развилки:
- Вводить ли в России национальную систему ценообразования на выбросы парниковых газов (по аналогии с ЕС) или же по аналогии с американскими регуляторами действовать без национального углеродного налога?
- Вводить ли специальные требования/платежи на углерод только для экспортно ориентированных производств или распространять их на всю российскую экономику?
Российский бизнес и регионы нуждаются в четко артикулированной национальной климатической стратегии — с конкретными целевыми ориентирами по уровню эмиссий по отраслям и регионам на горизонте 2025, 2030, 2050 годов и механизмами поддержки реализации инициатив по снижению эмиссии парниковых газов.
И СВАМ делает эту потребность исключительно срочной!
Полную версию исследования можно посмотреть здесь.