Центр изучил, как реализовывались проекты развития университетов, созданные выпускниками «Школы ректоров» СКОЛКОВО. В начале аналитики разделили эти проекты на три типа:
- Улучшения: оптимизация уже имеющегося. Например, постепенное внедрение новых методик и подходов в преподавании, использование современных технологий (вроде AR и VR) в образовательном процессе.
- Переходные изменения: движение от точки А к точке Б — предварительно определенной и конкретизированной. Это могут быть реорганизация структуры университета, внедрение электронного документооборота или создание единого деканата.
- Трансформационные изменения: кардинальные преобразования в университете и принципиальное изменение идентичности. Например, пересборка модели — как вариант, из отраслевого вуза в многопрофильный мультидисциплинарный университет или из технического вуза в предпринимательский университет.
Далее Центр трансформации образования провел опрос и глубинные интервью среди выпускников «Школы ректоров». Опрос показал, что большинство готово к кардинальным изменениям: 61% проектов вузовских управленцев относятся к трансформационным. На улучшения были нацелены лишь 17% опрошенных, а на переходные изменения — 22%.
Примечательно, что более половины трансформационных проектов, хотя и находятся на стадии реализации, прошли через значительные изменения. Это объясняется комплексностью и сложностью таких проектов: они требуют высокой вовлеченности коллектива и тщательной проработки деталей. Кроме того, их непросто интегрировать в стандартные процессы.
Наконец, участники исследования выделили рецепты успеха своих проектов трансформации. Сюда входят активизация работы с «внешним контуром» — например, потенциальными индустриальными партнерами, детальная проработка устойчивости с самых ранних этапов, четкость и прозрачность процессов, гибкость и своевременное корректирование курса, перенастройка организационной культуры, а также другие аспекты.
С полным текстом исследования можно ознакомиться на странице Центра трансформации образования на сайте Школы.