Мировой тренд на преподавание среди руководителей высшего звена наблюдается уже давно. Он активно продвигается не только самими лидерами, но и организациями, которые побуждают своих топ-менеджеров к наставничеству. На Западе около 98% корпораций занимаются повышением преподавательского мастерства своих руководителей. Эта тенденция закрепилась и в России, поэтому сейчас среди лидеров все сильнее проявляется спрос на специфическое образование, нацеленное на формирование навыков грамотной передачи знаний.
Почему руководители начинают заниматься преподаванием
Компании, в которых топ-менеджеры не только управляют своими подразделениями, но и рассказывают о своем опыте в бизнес-школах и корпоративных университетах, отмечают положительное влияние этой практики на бизнес. Человека хорошо мотивирует понимание того, что он развивает других, поэтому в конечном итоге руководители-наставники не только расширяют кругозор своих слушателей, но и приносят пользу своей компании. Это способствует появлению большого количества образовательных подразделений внутри организаций.
Еще одна причина – востребованность образования вне зависимости от обстановки в мире. В последние годы горизонт планирования во всех сферах сильно сократился, и лидеры находятся в режиме постоянной гонки, регулярно подстраиваясь под очередные изменения. Образование же осталось той областью, которая вряд ли потеряет актуальность даже в самых непредсказуемых условиях. Если человек регулярно получает новые знания и применяет их в работе, он растет быстрее и достигает большего, чем те, кто этого не делает. Следовательно, обучение – это то, что можно планировать вне зависимости от внешней ситуации.
Компаниям важно транслировать сотрудникам веру в образование, предоставлять лидерам пространство для наставничества и поддерживать их инициативы, связанные с преподаванием. Многие теории лидерства говорят о том, что лидер — это тот, кто развивает лидеров. Хороший руководитель не только контролирует выполнение текущих задач, но и вдохновляет сотрудников на повышение квалификации, получение новых знаний и формирование долгосрочного мышления.
Бывает, что к желанию преподавать лидеры приходят сами: эта идея обычно появляется ближе к 40 годам, когда у человека уже есть большой опыт решения разных задач, причем как позитивный, так и негативный, а также уверенность в себе и в своем профессионализме. К этому возрасту топ-менеджеры начинают задавать себе серьезные вопросы, касающиеся глобального смысла их деятельности, и стремиться к тому, чтобы оставить после себя наследие. Передача знаний – один из способов закрыть эту внутреннюю потребность, причем иногда лидеры настолько проникаются преподаванием, что это становится их основной сферой деятельности, в которой они достигают успеха.
Многие скажут, что желание преподавать может быть связано с нарциссической стороной личности. Часто это действительно так, и можно увидеть, что здоровым нарциссизмом обладают многие успешные топ-менеджеры: карьерный успех часто предполагает необходимость быть в центре внимания. Руководителям нравится быть на вершине, и позиция наставника им кажется еще одной потенциальной возможностью выделиться среди других и запомниться.
Любой человек, занимающийся обучением, априори является лидером, так как он не только формирует навыки и делится знаниями, но и транслирует свои ценности, свою жизненную позицию. Именно поэтому существует много литературы, которая помогает учителям в школах и преподавателям в университетах лучше осознать свою роль и развивать навыки лидерства. К наставникам прислушиваются и за ними идут, и многие люди получают от этого влияния большое удовольствие.
Знания в организациях передаются от более опытных сотрудников к менее опытным — от «мастера» к «подмастерью». Преподавательская позиция же подразумевает масштабирование, так как человек выступает перед большой группой людей и влияет на каждого слушателя. Это требует не только высокого уровня ответственности, но и специальных навыков, необходимых для грамотного транслирования своих идей.
Какие черты необходимо иметь руководителю, чтобы стать успешным преподавателем
Не существует формальных критериев, при соответствии которым менеджер может начать делиться своим опытом. Нередко серьезным преподаванием начинают заниматься достаточно молодые предприниматели и управленцы. Дело не в позиции: если человек к 30 годам уже успел сделать что-то выдающееся и интересное и хочет этим поделиться, из него вполне может получиться хороший наставник.
В рамках качественного обучения слушатели так или иначе меняют модели своего мировоззрения. Чтобы сделать образовательный процесс вовлекающим и интересным, наиболее важны две составляющие: наличие концептуализированного опыта, то есть оригинальной системы транслируемых идей, а также правильная комбинация методов работы с аудиторией. Разные методы могут иметь разные ценностные основания, и научиться правильно их сочетать помогают относительно новые направления в системе образования: педагогический дизайн и дизайн образовательного опыта.
У руководителя высокого уровня точно есть опыт, который будет полезно узнать другим людям и вокруг которого можно построить программу. Но просто иметь его недостаточно: настоящий преподаватель – это проводник не только своего опыта, но и чего-то большего. Опыт нужно отрефлексировать, концептуализировать и присоединить к большой системе знания.
В обществе на тему преподавания распространено немало стереотипов, причем не только в России. Например, многим кажется, что учитель – это человек, который должен знать и уметь абсолютно все. Этот перфекционизм часто останавливает людей, желающих пойти в эту работу, но на самом деле любой профессионал может найти своих учеников, которые на каждом уровне будут разные. Как только у сотрудника появился какой-либо опыт, он уже теоретически может делиться им с теми, кто еще этого опыта не имеет. Обучиться преподавательскому мастерству может кто угодно: как и в любом деле, здесь важно иметь желание и видеть себя в этой роли.
В том или ином виде синдром самозванца проявляется практически у каждого: даже топ-менеджерам время от времени кажется, что они еще не до конца все поняли, что у них нет права на ошибку и нужно глубже разобраться в теме. Поэтому для преподавания нужна определенная смелость, которая поможет преодолеть неуверенность. С этим активно работают на программе «Лидеры как преподаватели» в Школе управления СКОЛКОВО, помогая будущим преподавателям не только систематизировать свой опыт и найти подходящие методы для работы в классе, но и обрести бОльшую веру в себя и свои возможности.
Кроме того, любому человеку для эффективных выступлений на публике нужно иметь любовь к людям. Если спикер имеет большую экспертизу, но при этом не заинтересован в общении со слушателями, то обучение вряд ли получится успешным и понравится аудитории. Человек, который делится своими знаниями или рассказывает историю о своей жизни для того, чтобы как-то повлиять на людей, должен построить определенные отношения со слушателями, войти с ними в диалог. Важно, чтобы преподаватель, пытаясь чему-то научить, делал это из позиции интереса к аудитории и искренне желал помочь людям.
Что касается выбора методики преподавания, здесь руководителю нужно отталкиваться от своего стиля управления. Каждый лидер развивает свою команду по-разному: например, кому-то для повышения эффективности отдела достаточно время от времени организовывать совещания, другие же предпочитают проводить разговоры с сотрудниками один на один. Сейчас все более популярным становится коучинговый стиль управления, подразумевающий максимальную направленность на работу команды и проявленность каждого подчиненного. Лидер-коуч – это не просто руководитель, но еще и «тренер».
Как понять, какие знания нужны аудитории
Успех или неуспех конкретной образовательной программы во многом определяется тем, удалось ли спикеру попасть в цель и предложить слушателям именно такой материал, который они искали. Это непростая задача даже в рамках работы с одной корпорацией: несмотря на примерно общий уровень участников, все равно это разные люди с разными интересами, опытом и знаниями. Соответственно, они могут быть в разной степени знакомы с тем материалом, который подготовил преподаватель. Мы живем в век подстройки под аудиторию, поэтому спикеру важно до начала выступления предварительно исследовать ее, определить ее потенциальные ценности и предпочтения.
Как выбрать образовательную программу для обучения преподавательскому мастерству
Рынок образования в России в настоящий момент переживает бум. Обучением других сейчас занимаются не только опытные руководители, деятели культуры, предприниматели и эксперты, но и инфлюенсеры. Образовательную программу можно подобрать под любые финансовые возможности, но важно помнить, что не все продукты равны по качеству: некоторые курсы и тренинги построены лишь на личности спикера. Кроме того, не все используемые методы обучения экологичны: вместо аргументативных, мотивационных и диалогических иногда до сих пор используются авторитарные и манипулятивные.
Для многих лидеров преподавание становится востребованным, амбициозным и хорошо оплачиваемым делом, которое меняет их жизнь к лучшему. Через передачу опыта и своих уникальных знаний руководители достигают более полного раскрытия своего потенциала, расширяют спектр ролей, которые дают им надежную базу и формируют более целостную идентичность.