Программа | Предпринимательство | Школа управления СКОЛКОВО

Школа игротехников

Программа по освоению игротехнической компетенции
Регистрация закрыта
17 декабря 2021
Статья

Все серьезно: как бизнес-игры тренируют предпринимательство

Сегодня игровые практики становятся частью повседневности, а игровые механики — новым эффективным инструментом для бизнеса, особенно в части управления лояльностью клиентов и мотивацией сотрудников. Также игры превращаются в важную часть бизнес-образования. Как они переворачивают мышление и почему предприниматель по своей природе Game Changer, рассказала продюсер программы «Школы игротехников» Школы управления СКОЛКОВО Евгения Аникина.
Все серьезно: как бизнес-игры тренируют предпринимательство
Источник: Бизнес-школа СКОЛКОВО

Право на ошибку и выход из сценария: почему в игре рождается Game Changer

Бизнес давно взял игры на вооружение: еще в 1956 году Американская ассоциация менеджмента выпустила первую decision-making-игру ​​Top Management Decision Game. Сегодня сфера применения игр и их образовательный арсенал расширились: помимо компьютерных симуляторов, деловых и стратегических игр, активно развивается направление имитационных игр, которые позволяют имитировать социальные системы и тестировать предпринимательские ходы и управленческие решения.

Эти игры адресованы предпринимателям, поэтому построены на реальных рыночных условиях и кейсах и ориентированы на развитие бизнеса. В отличие от других игровых практик, бизнес-игры полисценарны — ведь именно умение быстро ориентироваться в условиях рыночной неопределенности играет большую роль в тренировке предпринимательских навыков. Поэтому ключевой принцип полисценарной, или freeplay, игры — полная свобода действий: игрок может изменять заданные правила. Правда, для этого придется договориться с остальными участниками, прописать сценарии и схемы взаимодействия, ресурсную базу — совсем как в жизни. Такие игры отлично развивают кооперативность и коалиции, а рабочие связки и тандемы, сформированные в игровом пространстве, нередко разворачиваются в реальные совместные проекты.

Еще игра — отличный инструмент для выявления компетентностного капитала. Участники из разных отраслей с непохожим жизненным опытом и бизнес-бэкграундом сталкиваются с такими конкурентами, которых не предполагает их рынок. Это дает возможность провести эксперимент без реальных последствий, не боясь ошибиться, и проработать альтернативные варианты развития сценария в очень короткие сроки. 


В игре должны встречаться участники с разными типами мышления: предприниматели, «образованцы», студенты. Это задает мощную динамику всей группе, усиливает конкуренцию, а в результате помогает придумать совершенно новый предпринимательский ход.

Евгения Аникина
продюсер программы «Школы игротехников», дизайнер game-based learning ecosystem


Кроме того, игра позволяет предпринимателю, погруженному в свою компанию и занятому операционными вопросами, увидеть общую картину рынка. Это необходимо для выхода из ловушки неразделенности, которая создает тесную эмоциональную связь между бизнесом и его создателем и не позволяет масштабироваться и примерять другие сценарии.

Многие предприниматели не мыслят себя в отрыве от бизнеса. Но им все же необходимо — хотя бы ментально, в игре — прожить идею конечности своего бизнеса. Именно разделенность дает возможность выступать из позиции Game Changer. Предприниматель по своей природе человек, способный менять правила игры. Эта позиция очень ресурсна.

Анатомия имитации: как должна быть устроена эффективная игра для бизнеса

Игра для постановки предпринимательского мышления и отработки соответствующих компетенций должна быть основана на реальной ситуации и отражать актуальную специфику рынка. Раньше на разработку такой имитации требовалось от двух до трех лет. Однако при вовлечении в процесс конструирования реальных практиков, предпринимателей, держателей рынка и игротехнической команды, за счет создания «лаборатории» по имитационному моделированию сфер и рынков, цикл разработки и тестирования игровых решений сокращается до 3–4 месяцев. При этом на выходе из программы получается 8–10 новых игровых моделей.

Чтобы freeplay-игра стала по-настоящему эффективной, при ее разработке необходимо придерживаться ряда принципов.

  • Играбельность 

Участнику нужно оставить возможность выиграть из любой позиции, иначе игровой процесс окажется неинтересным, не способным стимулировать конкуренцию и формирование новых ходов-инсайтов. 

  • Замкнутость

Игра должна содержать все необходимые ресурсы, чтобы виртуальный мир оставался целостным. Для этого в нее переносятся специально сконструированные игровые предметы — точнее, функции реальных предметов, и выстраиваются механизмы взаимной конвертации между ресурсами. Так, деньги, помимо функции средства взаиморасчетов, должны давать возможность принимать стратегические решения и влиять на ход разворачивания игры, например через конвертацию в голоса в управляющем совете.

  • Отсылка к реальности

Как и в жизни, в игре невозможно моментально создать завод или зарубежный офис: нужно сначала оценить мощности компании, привлечь инвестиции, закупить оборудование, нанять персонал. Для введения новых ресурсов в игровое пространство требуется время: в игре на это уходит один такт, соответствующий, как правило, реальному году.

  • Соразмерность игры участникам

Это особенно важно для предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые всегда ограничены в ресурсах (деньгах, времени, людях) и при этом вынуждены конкурировать с более крупными компаниями. В игровом пространстве барьеры не исчезают, а участники придумывают новые ходы из этой ситуации необходимости — такой результат можно экстраполировать на реальный бизнес.


Однако сама по себе игра не результативна, хоть и самоценна: ей необходима дополнительная надстройка, которая переводит эмоциональный опыт проживания в образовательный результат. Эту функцию выполняют постановка целей на игру, специальное упражнение (например, разделение роли и позиции) и рефлексивный разбор, позволяющие добиться обучающего эффекта. Через них формируется результат игры — понимание, что́ участники получили через имитацию: какие новые способы действия попробовали, какие коммуникационные паттерны проявили, какие инструменты освоили.

Игры учат распредмечивать конструкции — видеть за предметами схему их соорганизации и то, что с этим можно делать. Это помогает быстро ориентироваться в потоке информации: выделять главное и анализировать ситуацию по ходу действия.

Евгения Аникина
продюсер программы «Школы игротехников», дизайнер game-based learning ecosystem

«Восстановить слона по кусочкам»: зачем предпринимателю становиться игротехником

Высший уровень погружения предпринимателя в игропрактики — не просто участие в бизнес-играх, но и создание собственных игровых конструкций в позиции игротехника. Так можно эффективно «тренировать» предпринимательство, ведь по сути разработка игры — это запуск новой организации со своими правилами и смыслами. И если в реальности такой старт проживается очень болезненно и долго, то игра позволяет развивать этот навык системно — и затем использовать в жизни, экономя время и ресурсы.

Чтобы создать эффективную freeplay-игру, игротехнику надо обладать компетенциями на стыке психологии, социологии и экономики. Его задача — увидеть предмет системно, со всех сторон, перенести его свойства в игровое поле и тем самым оживить игру, заставить участников проживать ситуации на 100 %. Выработанный конструированием игр helicopter view позволит всегда иметь рабочий инструментарий для анализа любой реальной ситуации, как если бы она была игровым полем. Кроме того, игротехнический опыт дает возможность создавать игры для конкретных бизнес-процессов внутри компании и вовлекать в них команду, решая тактические и стратегические задачи.

Там, где все видят часть картины, игротехник способен увидеть ее целиком и «восстановить слона по кусочкам». Это помогает в потоке информации выявлять то, что действительно важно с деятельностной точки зрения, и быстрее включаться в разные индустрии.

Евгения Аникина
продюсер программы «Школы игротехников», дизайнер game-based learning ecosystem


Игротехник все время изобретает и придумывает. И в этом смысле его позиция схожа с позицией стартапера, поскольку в самом начале нет ничего, кроме смысла, к которому «примагничиваются» люди, ресурсы, а потом рождается продукт, вокруг которого выстраивается бизнес. Такие компетенции становятся более востребованными в новой, постпандемийной экономике, где высока степень турбулентности. 

Развить навыки и образ мышления игротехника помогает программа по конструированию бизнес-игр «Школа игротехников», которую создала команда игротехников Школы управления СКОЛКОВО. Программа раскрывает потенциал игры — мощной гуманитарной технологии, чтобы помочь предпринимателям и управленцам занять позицию Game Changer, научиться быстро перестраиваться на динамичных рынках и создавать собственные игровые тренажеры для отработки различных ситуаций в бизнесе. 

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie