Как мы подбираем молодых специалистов
Многие менеджеры у нас предпочитают брать на работу «джунов», но я очень осторожно отношусь к найму молодых ребят без опыта. Костяк состоит из ребят middle, middle plus, у которых уже есть какой-то опыт в IT, а студентов и недавних выпускников мы берем в уже сформированные команды, на сформированные проекты. Их первая задача — разобраться в бизнес-процессе, на который их взяли.
К нам идет поток студентов или выпускников ВШЭ, МГУ, МФТИ. Интересны в первую очередь технические специальности: математика, физика, компьютерные науки.
На собеседовании проверяем логику, стараемся оценить широту мышления, даем разобрать бизнес-кейс, чтобы понять, как человек будет рассуждать. И оцениваем мотивацию: разделяет ли кандидат ценности Тинькофф?
Как у нас построена работа
Я руковожу облачной платформой виртуальных рабочих мест TWORK, и у нас есть почти все роли в производственной цепочке IT-продуктов: продакты, бизнес- и продуктовые аналитики, веб- и мобильные разработчики, QA- и SRE-инженеры. Наша специфика — это пользовательские интерфейсы, поэтому в команде есть UX/UI-дизайнеры.
Работа начинается с определения проблемы — ее валидации: нам надо понять, есть ли она вообще, что мы хотим получить в итоге и какие требования есть к этому решению. За этим следует анализ рынка: как эту же проблему решают другие продукты? Дальше бизнес-аналитик описывает задачу, обсуждает с командой разработки и формирует конкретное решение. Задачу планируют, берут в спринт, и начинается разработка. Когда продукт релизят, менеджер должен измерить его влияние на бизнес: удалось ли достигнуть ожидаемого результата?
Ошибки начинающих
Первая ошибка начинающих — определение проблемы. На этапе сбора требований они могут собрать недостаточно информации и взять в работу задачу, которую брать не стоило. Такое бывает, когда задачу продавливает заказчик, а менеджер не включает критическое мышление и сразу отправляет ее в разработку. В итоге этим никто не пользуется.
Вторая история — плохо специфицированная или подготовленная задача на этапе планирования. Из-за недостаточной детализации в проработке ТЗ сотрудника могут отправить собирать больше данных. Это замедляет time to market, «едут» сроки.
У гуманитариев бывают проблемы при работе с данными, написанием запросов, системным анализом. У технарей меньше развит навык работы с текстом — лендинги, заголовки в интерфейсах, — но с этой задачей справляются редакторы или маркетологи. Какую-то часть по написанию текстов на себя берут дизайнеры, поэтому в целом эта функция закрывается.
Командная работа и самопрезентация
Очень важно в самом начале понять, имеем мы дело с командным игроком или индивидуалистом. Из потока начинающих ребят примерно две трети готовы работать в команде. Одиночки не приживаются, и проблемы начинают проявляться довольно быстро.
У нас в компании особенно приветствуют, если человек амбициозен и готов брать на себя ответственность. Бывает, что сложный проект дают амбициозному новичку, а он не «вывозит» — переоценил свои силы. Но смелых, дерзких и самоуверенных мы ценим больше, чем скромных, стеснительных и сомневающихся в себе. При этом важно уметь признавать ошибки и принимать обратную связь. Некоторые сотрудники никогда не берут на себя ответственность за ошибки в команде, и это может стать проблемой для руководителя.
Дефицитные технические навыки
Качественное фундаментальное образование дает хорошую техническую базу, но не дает представления о том, как создаются современные IT-продукты. Начинающие ребята не понимают верхнеуровневую архитектуру, у них нет представлений об устройстве веб-приложений, мобильных приложений — все это приходится давать с нуля. В вузах их учат кодить на разных стеках: они знают С#, Java, html, что-то писали, делали сайты, но у нас в работе, как правило, в этом прикладной потребности нет. Гораздо важнее знать SQL, чтобы писать запросы в базы и извлекать информацию на этапе бизнес-анализа. Если знают Python, тоже хорошо: с ним можно обойтись и без SQL, инструментарий даже больше.
Одна из проблем — когда в команду опытных разработчиков приходит молодой бизнес-аналитик. Он может вообще не знать, что делать, потому что начинающие ребята иногда вообще ничего не знают про SCRUM и Канбан. Это может сильно демотивировать всю команду.
Каких компетенций не хватает технарям
Как правило, начинающие специалисты, если они не с экономических специальностей, не умеют считать юнит-экономику и не знают, из чего складывается PNL. Они не знакомы с основами финансового моделирования и не работали с продуктовыми метриками. Еще они не могут оценивать рынок, выявлять истинные потребности клиента, не понимают терминологию и механику. Конечно, это нужно далеко не во всех проектах и не на всех уровнях, но из-за этого ребятам бывает сложно взаимодействовать со смежными подразделениями, у которых мы аутсорсим некоторые функции, — с отделом маркетинга, с PR. И это, наверное, проблема технических вузов: там нет продуктового менеджмента и других элементов бизнес-образования.
Системность и стратегическое мышление
У молодых бизнес-аналитиков есть проблемы со стратегическим мышлением. Мне кажется, процентов 5—10 из них могут выработать стратегию продукта на год-два вперед. В моей команде есть сотрудница Настя, которая параллельно учится на программе MOOVE, и она как раз входит в эти 5—10 %. Она рассказывала, как работает программа: по ходу обучения ты с командой создаешь реальный продукт. Важно, что это не какой-то смоделированный проект за 3—4 месяца, а полноценный стартап или даже бизнес.
Потребление образовательного контента должно идти бок о бок с практикой, иначе информация не задержится. Полученные знания важно «полировать» фидбеком с рынка.
Еще на программе образовалось комьюнити из близких по духу ребят. Периодически Настя предлагает нам хороших кандидатов с программы.