Копирование чужой интеллектуальной собственности оценивают по-разному. В ВШЭ считают, что для экономики в целом это может быть благом — шагом к созданию собственных инноваций. На заимствованных идеях были построены такие успешные компании, как LEGO и IBM, а копирование американского бомбардировщика B-29 в виде советского Ту-4 ускорило развитие советского самолетостроения.
Но есть и другая точка зрения. Из-за краж интеллектуальной собственности экономика США ежегодно теряет до $600 млрд, в Европе к 2025 году могут недосчитаться миллиона рабочих мест. А компании-владельцу имитаторы могут нанести смертельный удар. Например, производитель ветрогенераторов American Superconductor, потеряв ноу-хау, за сутки лишился половины капитализации, едва не стал банкротом и вынужден был сменить сферу деятельности.
Чаще всего имитаторы копируют две группы продуктов. Первая — материальные объекты, к которым применим обратный инжиниринг. Это значит, что ваш продукт можно купить, разобрать, изучить, понять принципы работы и производить такой же. Вторая группа — все объекты дизайна: дизайн устройства, узор для одежды и так далее.
Для защиты этих и других продуктов есть три инструмента: патент, ноу-хау и авторское право.
Патент: защита прочная, но не вечная
Если продукт в принципе можно скопировать или у компании есть сильные конкуренты, которые могут создать аналог, то оптимальной защитой будет патент. Он дает наивысшую степень защиты более чем в 150 государствах.
С другой стороны, у патентной защиты ограниченный срок. Патент на изобретение (инновационный продукт или способ его применения) действует 20 лет, а в фармацевтике — 25. Патент на полезную модель (несложное физическое устройство) — 10 лет. Патент на промышленный образец (новый дизайн) — 5 лет с возможностью продления. Затем изобретение станет общественным достоянием.
Источник: istockphoto.com
Кроме того, за патентную заявку нужно платить. В России пошлина не превышает 10–20 тысяч рублей, стоимость услуг юриста — 50–100 тысяч. В США эти суммы равны уже примерно полутора и семи-восьми тысячам долларов соответственно.
Ноу-хау: на свой страх и риск
Если компания выбирает режим ноу-хау, то не регистрирует инновацию и охраняет секрет только своими силами. Зато режим ноу-хау действует бессрочно — например, секрет рецепта Coca-Cola продержался больше 100 лет.
Это выгодно, если есть уникальная услуга — например, новый тип медицинской диагностики, когда конкуренты не могут получить доступ к вашей лаборатории.
С другой стороны, можно все потерять при утечке информации — из-за сотрудников, партнеров или промышленного шпионажа. Был случай, когда российский стартап запустил производство в Китае, рассчитывая на режим ноу-хау. Сотрудники — только из России, производственная линия — в отдельном цехе, который пломбировали на ночь. Но в здании оказался потайной вход, и китайские инженеры по ночам приходили в цех изучать производство. А вскоре продукт был скопирован.
Авторское право: защита по умолчанию
Авторское право действует по умолчанию, но защищает только форму выражения мысли: дизайн, текст, видео и так далее. Содержание не защищается. А еще эта защита слабее патентной. В 2014 году Range Rover представил в Китае модель Evoque, не запатентовав ее дизайн. Китайский автопроизводитель тут же начал делать клон Evoque, заодно получив патент на промышленный образец. Range Rover обратился в китайский суд: очевидное авторское право против национального патента. В итоге суд был выигран, но из-за наличия патента на это потребовалось три года. И все это время имитатор успешно продавал копии.
Поэтому лучше подкрепить авторское право патентом. Именно так действуют крупные IT-компании, такие как «Яндекс» и «Лаборатория Касперского»: их компьютерный код сам по себе охраняется авторским правом, но они дополнительно патентуют еще и применяемые алгоритмы.
Как защититься по обе стороны границы?
Продумывать защиту своего продукта нужно с самого начала работы над ним.
Сразу подпишите с сотрудниками, фрилансерами, партнерами договоры о передаче исключительных прав. Даже если скачаете шаблон договора из интернета, это уже снизит риски возможных претензий в будущем. А как только появится промышленно реализуемый продукт, обладающий мировой новизной, — пора подавать заявку в Роспатент.
Подать заявку можно или напрямую, или через патентного поверенного. Сначала он проверит новизну изобретения. Это можно сделать и самостоятельно через «Яндекс.Патенты» и Google Patents. Если ошибиться и идея окажется не новой, ведомство просто откажет в патенте. Важнее правильно составить заявку, и тут как раз важен опыт эксперта. Если составить заявку неудачно, можно раскрыть содержание изобретения, оставив конкурентам возможность обойти защиту.
Источник: istockphoto.com
Частая ошибка — указать в патенте, что новый продукт сделан, скажем, из пластика. Потом может оказаться, что такой же продукт из металла уже не нарушает патент.
Роспатент проверяет патент не только на новизну, но и на государственную тайну. Если ее нет, через полгода после заявки в российское ведомство можно подавать заявку в международную патентную систему PCT. Ею пользуется более 150 стран, но у каждой из них свое патентное право. Например, у Китая по сравнению с Россией другие сроки патентования, условия по предварительным публикациям и так далее. Для защиты в каждой стране нужно получить ее национальный патент — на это у изобретателя есть 30 месяцев после подачи заявки в РСТ. Даже если в это время в стране подадут заявку на аналогичный патент, приоритет все равно останется за первым изобретателем.
Каждая национальная заявка требует отдельных затрат, поэтому нужно правильно выбрать страны для патентования. Критерий — степень угрозы для продукта. Чтобы ее оценить, стоит привлечь патентных аналитиков и посмотреть, в каких странах торгуют конкуренты. Там с наибольшей вероятностью может появиться продукт-клон, но при наличии национального патента его продажу можно пресечь. При этом в большинстве стран, включая Россию и Китай, законы требуют подавать заявки только при участии местного патентного поверенного. С одной стороны, его работу потребуется оплатить, но с другой — он поможет разобраться в нюансах конкретной страны.
Защити себя сам (а государство поможет)
Ни одно государство не пытается отследить все нарушения патентов на своей территории. Это дело самого правообладателя: он должен самостоятельно вести мониторинг рынков, находить нарушителей своего патента и обращаться в национальный суд. С другой стороны, национальные институты правосудия, как правило, принимают сторону правообладателя.
Источник: istockphoto.com
В Китае чаще всего в мире нарушают авторские права, но и там виден новый тренд. Патентные нарушения пресекаются все эффективнее — например, там создали систему судов по интеллектуальной собственности, и, если у изобретателя есть китайский национальный патент, имитаторов штрафуют и даже заключают в тюрьму. Аналогичный тренд мы наблюдаем и в других странах, в частности в России.
Так патент становится мощным международным оружием для защиты интеллектуальной собственности — если правообладатель готов его применять.