28 июля 2023
Статья

Николай Верховский о глобализации бизнеса сегодня

Развитие бизнеса — это освоение новых рынков и создание новых бизнес-моделей на международном уровне. Какие рынки перспективны для российских компаний сегодня и в каких регионах мира малый и средний бизнес РФ находит шансы для роста? Как получить необходимые компетенции и использовать их для своей экономической модели? Об этом мы поговорили с Николаем Верховским, академическим директором программ Global Shift и Digital Shift Школы управления СКОЛКОВО.
Николай Верховский о глобализации бизнеса сегодня
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

«Такого интереса к Global Shift еще не было никогда»

Глобализация бизнеса — мировой тренд, в котором участвует российский бизнес. Насколько активно? Это тенденция или отдельные случаи? 

Могу сказать, что сейчас предприниматели активизировались, такого высокого интереса к программе Global Shift еще не было никогда, потому что многие ищут новые возможности для экспорта продукции на новые рынки и пути развития в разных направлениях. 

Предприниматели уже не боятся глобализации? 

Нет, бояться не перестали. Они теперь боятся другого: конкуренции. 

Два года назад говорили: «Лучший менеджер по цифровизации 2020 года — это COVID-19». Такая же ситуация с международным развитием. Раньше предприниматели откладывали это решение на потом. Сейчас такой возможности нет, потому что стремительно меняется цепочка поставок. Если партнеры были в Европе, и предприятие продавало им, то теперь европейцы не покупают. А у компании, например, на этом держалось 20% бизнеса. Теперь она вынуждена достраивать выпавшие звенья цепочки за счет развития на разных территориях.

Чтобы компания смогла выйти на мировой рынок, ее менеджменту нужно усвоить передовой опыт глобализации бизнеса. Что в этом отношении можно сказать о российских бизнесменах, чем они отличаются от предпринимателей из других стран?

У российских предпринимателей гораздо выше скорость принятия решений, у них есть азарт, более высокий уровень готовности работать в ситуации неопределенности. У них высокая адаптивность, и мне кажется, что это самое главное. 

А вот слабость у представителей нашего малого и среднего бизнеса в том, что они не готовы играть в долгую, стратегически. Хотят получить всё здесь и сейчас, а настроиться, зацепиться, иметь хоть какой-то доход, оставив сверхприбыли на потом, почувствовать устойчивость бизнеса и развиваться — с этим у них зачастую встречаются затруднения. 

Еще наши предприниматели не готовы, а точнее не могут развиваться за счет своих средств, потому что у них нет достаточного капитала. Если взять европейцев или американцев, где компаниям по сто и более лет, то у них есть солидные финансовые резервы. У современного российского бизнеса нет такой истории за плечами, он вынужден привлекать инвесторов, а затем годами делиться с ними. Поэтому не остается средств для интенсивного развития. 

Теория и практика глобализации бизнеса 

Как возникла программа Global Shift? С чего всё началось? 

Я работаю в Школе управления СКОЛКОВО с 2008 года. В начале десятых у меня возникла идея — создать программу обучения для глобальных компаний. Параллельно, в металлургическом холдинге ЕВРАЗ, я вел программу Evraz New Leaders. Так у меня сформировалось понимание, какой путь нужно пройти компании, чтобы стать глобальной. Новые идеи появились, когда я вел программу по глобализации в Транссибнефти. А каркасом теоретического курса стала методология, разработанная совместно с компанией SPLAT.

Мы наработали схему основных элементов глобализации: продукт, рабочий процесс, территория как рынок, территория как ресурс. Добавили к ним логику дифференциации продукта, его позиционирования в линейке глобальных продуктов, а также понимание принципов изменения системы управления и ее ориентации на глобальное развитие. 

В 2015 году мы запустили программную практику Global Shift, и она начала развиваться своим путем. В мире происходили изменения, и Global Shift подстраивалась под них: совершенствовалась методология, внедрялись новые инструменты подачи информации, расширялась география участников. А первая полноценная программа запустилась в 2018 году, сейчас мы набираем уже восьмой поток участников. 

Ключевые аспекты программы — чему вы учите? 

В итоге мы реализовали процесс из основных этапов: исследование, эксперимент, устойчивое развитие, развитие в регионе, объединение практик. 

Я понял, что «исследование» — это один из самых ответственных этапов. Именно на нем можно получить представление, на какой рынок стоит выходить, а на какой нецелесообразно. Если «исследования» провести правильно, то на следующем этапе ты не потеряешь ресурсы и самое главное — время. 

Миссия этой программы — помогать малому и среднему бизнесу проходить исследовательский этап. Кабинетное исследование доступно для всех, если информации нет, то ее можно купить. Но не менее важна правильная организация полевого исследования. Если предприниматель проведет его в одиночку, он соберет меньше данных и построит менее детализированную картину территории. Мы помогаем получать оптимальный результат.

Кто может усвоить опыт глобализации и использовать его в своей бизнес-практике? Кому нужно идти к вам учиться? Как вы обрисуете образ «глобалшифтера»? 

Если собственник или руководитель компании начинает задумываться об экспорте, о поиске партнеров за рубежом, без Global Shift тут не обойтись. Не только крупная компания, но также средний и даже малый бизнес. 

Если взять в скобки локальный бизнес, то этот опыт придется пройти всем российским предпринимателям, которые не завязаны на государственный сектор. Раньше была разница между экспортерами и «глобалшифтерами». Теперь, чтобы стать экспортером, нужно пройти Global Shift. Нужно диверсифицировать портфель, искать рынки сбыта, встраиваться в новую экономическую географию.  

Читателям было бы интересно узнать о кейсах участников. Какие кажутся вам самыми яркими?

Очень интересно и интенсивно двигается кейс Siberian Wellness. Основательница компании, Татьяна Гороховская, пришла на Global Shift в числе первых, в поиске новых компетенций и масштабов бизнеса. Сейчас Siberian Wellnes делает успешные шаги в сторону Китая, в том числе благодаря контактам, приобретенным во время учебы. У Татьяны сильная команда, ряд сотрудников компании тоже прошли программу и теперь сами «открывают» новые страны. На некоторые рынки, как они сами говорят, без Global Shift им выйти бы не удалось. 

Компания Tactise Дмитрия Козлова предлагает решения в области промбезопасности. Теперь они  работают не только в России, но и успешно развивают бизнес в ОАЭ и Саудовской Аравии, ищут возможности в Пакистане и других государствах региона.

Еще один яркий кейс программы Global Shift — Дмитрий Трубицин, компания «Тион». Они занимаются оборудованием и ПО для систем по контролю за загрязнением воздуха. Дмитрий теперь действует как глобальный предприниматель, строит цепочки с учетом нынешней ситуации. У него бизнес не только в России, но и в Африке, Индии, Китае и Америке.

Антон Долгов, компания «Первый бит», много лет последовательно развивается в сторону «глобал шифта». Компания действует в Латинской Америке и на Ближнем Востоке (ОАЭ), в Европе (Испания) и в Индии.

Елена Новикова, основатель и президент компании Polymedia, поставщика аудиовизуальных решений, теперь делает отличную работу в Латинской Америке и в Дубае (ОАЭ), а также ведет переговоры с Саудовской Аравией и с Индией.

Не называю других компаний, но, если посмотреть на выпускников, все они что‑то делают и у всех что‑то получается.

Новая география глобализации

Индия играет важную роль в ваших программах. Вы проводите там экспедиции, участники устанавливают контакты с местным бизнесом. Почему Индия? И какие еще регионы вы хотели бы охватить в будущем? 

Я считаю, что Индия, как минимум может претендовать на лидерство. К 2031 году, по оценкам аналитических центров, по размеру ВВП Индия будет уступать только Китаю и США. Сейчас Индия на шестом месте, и впереди период большого роста. 

Но наша программа — это не только Индия. Мы смотрим в сторону Юго-Восточной Азии. И не только на Китай, но и на Мьянму, Индонезию, Малайзию. В обязательном порядке рассматриваем Африку, изучаем Латинскую Америку. Обо всем этом можно узнать на программе. 

Ваш самый главный совет для «глобалшифтеров» — предпринимателей, которые строят глобальный бизнес?

Не жалейте времени на исследования и эксперименты. Побольше путешествуйте с целью развития бизнеса. Не делайте быстрых выводов. Необходимо помнить: чем дальше мы от границ Российской Федерации, тем более непохожий мир нас ждет.

Я считаю, что новую экономическую географию, которая складывается на наших глазах, должен учить каждый российский предприниматель. Посещайте новые регионы. Наши представления о мире сейчас перестраиваются, они будут другими. Надо успеть встроиться в эту географию, потому что большие возможности — на растущих рынках. 

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie