Набор вместо специализации
Раньше сообразительному молодому человеку с хорошим образованием построить карьеру было проще. Если ты дипломированный специалист в узкой сфере, например, финансист, для тебя существовала очень понятная карьерная траектория. Сейчас наступило время мультидисциплинарных специалистов: очень мало областей, в которых можно добиться успеха, будучи узким специалистом. Все новое, что сейчас возникает, создается на стыке технологий, спроса и правильного момента. Чтобы чувствовать этот стык, недостаточно разбираться в чем-то одном — нужно сочетание навыков, причем важна не столько их глубина, сколько ширина. Я занимаюсь финансами и аналитикой со студентами программы MOOVE. Идея этой программы как раз в том, чтобы дать ребятам широкий набор навыков и расширить их кругозор.
В разработке цифровых продуктов глубина знаний иногда может быть даже проблемой. Например, ребята с экономическим и финансовым образованием оказываются overqualified для работы над продуктом. В этой сфере зарабатывание денег менее важно, чем понимание ценности продукта для тебя лично и целевой аудитории. Нет ни одной истории про запуск суперпродукта, где мотивацией людей было просто заработать денег. В основе, как правило, было желание сделать что-то классное. А у ребят с финансово-экономическим образованием фокус смещен в сторону денег.
Сначала ты должен понять, что ты хочешь делать, потом — что нужно людям, а потом уже возникает вопрос финансов. В работе над продуктами вполне хватает базового уровня финансово-экономической подготовки. Для структурирования мозгов достаточно получить немного знаний и попробовать применить их на одном-двух своих продуктах: посчитать юнит-экономику, понять, какие должны быть метрики, какая финансовая модель. Это как раз то, что мы даем в MOOVE.
Два уровня soft skills
Требования к профессионалам расширились, и особенно в сфере digital. Ценятся люди, которые сочетают в себе профессиональные знания и soft skills: умение работать в команде, грамотно коммуницировать, брать на себя ответственность, проявлять лидерские качества. Высшее образование сейчас тоже адаптируется к этим требованиям, механизмы обратной связи между бизнесом и вузами работают. Выпускники вузов лучше подготовлены к реальной жизни, чем десять лет назад. Тем не менее разрыв между требованиями к профессионалам и подготовкой выпускников все еще остается, особенно по части soft skills. Как бы вузы ни пытались вводить проектную работу, учить людей выступать и организовывать свои мысли, все равно эти компетенции пока развиты недостаточно. Любой человек с необходимым бэкграундом и правильным набором навыков на рынке труда не задерживается: на таких людей идет охота.
Я различаю два уровня soft skills. Во-первых, есть самые элементарные навыки: умение общаться с людьми, навыки самопрезентации и презентации проектов, тайм-менеджмент. Во-вторых, есть более фундаментальный уровень, который больше касается лидерства: как ты можешь вести вперед себя и команду, брать на себя ответственность, быть проактивным. Если первый уровень ни у кого уже не вызывает вопросов, и этому учат повсеместно, то лидерству у нас практически нигде не учат. Считается, что это либо дано, либо нет, но это не так: эти навыки тоже можно прокачать.
Границы компетенций
Проблема молодых специалистов, которые застревают на начальных позициях, в том, что они не видят целого, не могут смотреть шире своих профессиональных навыков. Раньше можно было сказать, что в команде на проекте у одного человека роль руководителя, второй занимается техникой, третий составляет договоры и так далее. Сейчас это размылось, выделение ролей значит все меньше. Важнее гибкость, умение и готовность брать на себя что-то за пределами своей ключевой компетенции, быть командным игроком. Например, сейчас нет спроса на экономистов в чистом виде. Нужны такие экономисты, которые построят диалог с бизнесом и поймут, чем они могут дополнить финансовую модель, где они могут принести максимальную пользу.
Я вижу это на своих студентах на программе MOOVE: на старте им не хватает понимания бизнес-контекста и погружения в окружающий мир. У ребят обычно довольно глубокое образование, но связь с миром и применение этих знаний для них на втором месте. Это приходит либо с годами работы, либо через бизнес-образование. Например, ты можешь десять лет работать или пойти на MBA и получить примерно тот же опыт, а программа MOOVE так может заменить несколько лет опыта в начале карьеры. Мы уже видим это на нескольких студентах программы: приходя в МТС, они сразу или очень быстро продвигаются до позиций, путь до которых обычно занимает пару лет. Благодаря полученному на программе представлению о том, как в целом устроена работа над цифровыми продуктами и среда в корпорации, они быстрее других адаптируются и становятся полноценными членами продуктовых команд.