15 декабря 2021
Статья

FOMO в управлении: зачем успешные бизнесмены идут на Executive MBA

Executive MBA как способ разрешения FOMO. Егор Переверзев, международный предприниматель и профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО, рассказывает, что еще предлагает бизнес-лидерам современное образование.
FOMO в управлении: зачем успешные бизнесмены идут на Executive MBA
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Успех в бизнесе не всегда определяется ученой степенью, однако опытные предприниматели приходят в бизнес-школы и приводят в них своих топ-менеджеров для того, чтобы найти ключ к уникальному видению, которое ложится в основу опережающих время продуктов и незаурядных бизнес-моделей. На когнитивном уровне решение прийти в бизнес-школу часто обусловлено противоречием между постоянством, которое лежит в основе любой сложившейся бизнес-модели, и необходимостью это постоянство разрушать во имя новых продуктов, решений и рынков.

FOMO (Fear of Missing Out) применительно к бизнесу помогает управленцу сделать важный шаг от постоянства в сторону поиска новых ракурсов, идей, бизнес-моделей, возможностей для глобализации и своего места в экономике нового типа. И важную роль в этом процессе играет современное бизнес-образование.

FOMO: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте

В середине 2000-х никому не известный предприниматель из китайского города Ханчжоу приезжал на рынок города Иу, чтобы лично уговорить местных производителей товаров разместить информацию о продукции на его электронной площадке. На современном языке бизнес-инкубаторов это называется «немасштабируемая работа». Мало кто из обитателей рынка тогда соглашался: большинство не понимало, зачем это нужно. Но сегодня вы вряд ли найдете во всем мире хоть одного производителя, да и вообще человека, который не знает, что такое Alibaba, и хоть раз не видел фотографию того предпринимателя — основателя платформы Джека Ма — в рейтингах богатейших людей мира. Не прошло и двух десятилетий, как платформы изменили расклад сил на глобальном рынке: ни для кого уже не секрет, что при столкновении между традиционным бизнесом и платформой победа практически всегда оказывается на стороне платформ. Гораздо более важный вопрос, как традиционному бизнесу трансформироваться, чтобы не проиграть?

Прилив поднимает все лодки, и конкуренция с платформенными гигантами типа Amazon заставила меняться даже успешные корпорации.

В начале 2018 года Google купила производителя умных устройств для дома Nest, чтобы войти в дом практически к каждому жителю США и создать потенциальные условия для выхода на новый рынок интернета вещей. Комбинация ключевых компетенций интернет-гиганта и ведущего производителя термостатов позволяет в принципе создать интернет-платформу для домашней бытовой электроники и конкурировать за долю рынка объемом порядка $600 млрд. По словам главы нового направления Google Риши Чандра (Rishi Chandra), слияние — это единственный способ оставаться на дистанции в гонке вычислительных технологий. 

Чтобы не оказаться просто еще одним товаропроизводителем или поставщиком услуг среди десятков тысяч прочих, а найти свое уникальное место в экономике нового типа, компании решаются на масштабные перемены, переворачивающие с ног на голову бизнес-модель и культуру. Уже в 1996 году председатель совета директоров Samsung Group — тогда OEM-производителя электроники — Ли Гон Хи (Lee Kun-hee) пришел к непростому выводу о том, что будущее компании не в масштабировании производства товаров с низкой себестоимостью, а в персонализированном дизайне. За двадцать лет сложных трансформаций компания превратилась в мировой центр промышленного дизайна, где более 1 500 дизайнеров формируют симбиоз технологических, эстетических и этнографических идей для создания уникальных и высококонкурентных продуктов.  

В основе прорывного видения далеко не всегда лежит просветленный гений. Иногда талантливые идеи годами живут среди наших сотрудников и клиентов, и лишь сложившаяся рутина, стресс и постоянно растущая нагрузка не дают нам возможности по-новому оценить, дополнить и реализовать эти идеи. А бывает и так, что руководителю приходится преодолевать колоссальную инерцию, чтобы воплотить новые идеи в жизнь, как это случилось с Ли Гон Хи. В том или ином случае бизнес-школа может стать эффективным «полигоном», где новые идеи рождаются, тестируются и проходят первичную «обкатку», прежде чем попасть в реальные условия компаний. Такой процесс «вызревания» позволяет новым идеям выживать даже в неблагоприятной бизнес-среде.

Сильное желание не только подготовиться к завтрашнему дню, но и быть среди тех, кто это будущее делает настоящим, подтолкнуло меня прийти на Executive MBA в СКОЛКОВО в 2016 году. Во-первых, я считаю, что миром правит любовь, а движет наука и научно-технический прогресс. Именно наука способна изменить картину мира. Во-вторых, мне невероятно близко высказывание Малкольма Икса (Malcolm X) о том, что образование — это наш пропуск в будущее, ибо день завтрашний принадлежит тем, кто приготовился к нему сегодня. И, конечно, не обошлось без пресловутого «кризиса средних лет» в профессии. Я пробовала менять отрасль, географию — переезжала в другие города и даже страны, — но реальных изменений не происходило, потому что все мои действия были направлены на изменение формы, а не сути.

Елена Кофман
партнер и CFO «Глобал СО», выпускник EMBA-24

Синтез знаний, опыта и энергии созидания: больше, чем сумма частей

В отличие от профессиональных практик или отраслей науки, бизнес — это живая практика, в основе которой лежит постоянный процесс синтеза разрозненных элементов. Чтобы успешно управлять компанией, предпринимателю приходится надевать шляпу финансового директора, юриста, главного дизайнера, инженера, начальника производства, директора по маркетингу и так далее. Чем крупнее бизнес, тем сильнее в нем разделение труда, но это не отменяет необходимости иметь экспертизу в совершенно разных областях. Однако и этого недостаточно. 

Компания требует от менеджера всеохватного понимания бизнес-процессов и их взаимодействия, умения эффективно синтезировать знания из совершенно разных областей. Вся карьера Тима Кука в Apple, начиная с 1998 и вплоть до назначения на должность CEO в 2011, была связана с операционным управлением. В нового главу компании, обязанности которого никогда не были непосредственно связаны с ключевыми для Apple дизайном и глубокой работой над продуктом, никто не верил. Журналисты авторитетных изданий писали статьи в духе «Apple без творческого гения Стива обречена», назначение Тима Кука критиковали, опасаясь, что тот не сможет перестроиться и выйти за рамки мышления операционными показателями. Однако Apple под руководством Тима Кука продолжила запускать инновационные продукты, наращивала продажи и стоимость компании — начиная c 2020 года Apple возглавляет рейтинг самых дорогих компаний мира с капитализацией $2,46 трлн. А это значит, что новый CEO смог перебороть профессиональную отраслевую инерцию и практиковать холистический подход к управлению бизнесом.

Обладая экспертизой в различных областях — деталях большого пазла под названием бизнес, управленцы хотят не только заполнить пробелы, но и систематизировать свои знания, научиться собирать и пересобирать пазл заново. Чтобы развивать холистическое мышление слушателей, бизнес-образование должно включать как аналитические, так и синтетические элементы. С этой целью часть модулей Executive MBA формируется из бизнес-дисциплин, таких как корпоративные финансы, операционное управление, маркетинг. Другая часть — это синтетические модули, в основе которых зачастую лежит проектный метод. Сюда относятся модуль «Предпринимательство», часть предметов по выбору и опциональные международные модули. На них и происходит синтез новых знаний, предыдущего опыта, элементов командной работы и экспертных интервенций. Возникает эффект максимального сближения с живой бизнес-средой, в результате которого многие идеи затем претворяются в жизнь.

Мир меняется стремительно, академические знания устаревают еще до того, как студент успевает окончить университет, поэтому постоянно учиться нужно любому человеку и, конечно, предпринимателю. Многие — таким был и я — приходят на Executive MBA с чувством, что и так все знают о бизнесе и управлении, но уже через модуль-два с удивлением обнаруживают, что на самом деле не знают ничего. Это понимание расширяет взгляд на многие вещи, помогает посмотреть на них под другим углом. Обучение в СКОЛКОВО оказало на меня огромное влияние, и я неоднократно возвращался в Школу за новыми знаниями. Успешные и, наоборот, провальные кейсы, разбор которых занимает иногда большую часть программы, очень полезны для бизнеса — начинаешь видеть ошибки, которых не замечал раньше, можешь скопировать наиболее удачное решение.

Руслан Мухаметзянов
управляющий партнер группы «СПЕКТРУМ», выпускник EMBA-7

Made in Russia: международные амбиции

Закрытие границ во время пандемии коронавируса не только не остановило глобализацию, но подстегнуло ее: многие процессы органично мигрировали в цифровое поле, превратив расстояние в условность. Выход на зарубежные рынки и глобализация могут стать новым толчком для развития бизнеса. Так, российская IT-компания Softline увеличила долю международного бизнеса до 40 %, обеспечив рост оборота на 22 % и более по разным направлениям, а онлайн-сервис заказа продуктов «Яндекс.Лавка» начал доставлять заказы парижанам и лондонцам.

Обмен опытом с командой успешных управленцев и преподавателями школ управления из разных уголков мира, а также опциональный международный модуль программы EMBA, который включает работу над реальными бизнес-проектами в Китае и США, помогут топ-менеджеру увидеть и оценить возможности для выхода на зарубежные рынки, а также погрузиться в реальную предпринимательскую среду другой страны. Часть проектов на международных модулях начинается с реальных бизнес-кейсов, с которыми студенты приходят на программу, а часть развивается из совершенно новой идеи. Важно, что многие из них не замораживаются после обучения, а реализуются в реальной жизни. Так, в 2017 году родилась BRIO Mixed Reality System Ильнура Харисова — платформа смешанной реальности, которая помогает эффективно управлять проектированием, строительством, эксплуатацией и ликвидацией зданий по всему миру.

Желание бежать в ногу со временем и опережать его, не упускать новые тренды и задавать свои, видеть и использовать все возможности — вот основные мотивы, побуждающие лидеров нового типа получать образование и объединяющие всех выпускников программы Executive MBA СКОЛКОВО. А еще студенты Школы управления СКОЛКОВО становятся частью многотысячного сообщества единомышленников — динамичной экосистемы талантливых и успешных предпринимателей, которые развивают себя, страну, помогают друг-другу и меняют мир к лучшему.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie