В последние годы мы видим все больше примеров, когда компании объединяются и создают союзы ради достижения общих целей. Нередко это делают представители конкурирующего бизнеса, игроки одной отрасли. Такое явление еще в 1990-х годах получило название «коокуренция» — от сочетания слов кооперация и конкуренция, или coopetition — от сочетания английских cooperation и competition.
Зачем соперникам сотрудничать
Проявления коокуренции могут быть самые разные. Например, известные фастфуд-сети, которые привлекают огромное внимание аудитории обменом колкостей в ходе рекламных кампаний. Или простой пример кооперации конкурентов, которая облегчает жизнь пользователю: для входа в некоторые сервисы знакомств можно использовать учетные данные конкурирующих соцсетей. В этом случае платформа, у которой уже есть данные пользователей, с их разрешения делится ими с конкурентами. Через такое сотрудничество конкурирующие бизнесы лучше узнают друг друга и рынок в целом, обмениваются ценной информацией, расширяют аудиторию. Конкретно в этих случаях коокуренция преследует маркетинговые цели, но тот же принцип лежит в основе решения более глобальных задач.
Огромное значение это имеет в кризисных условиях. Вспомним, как Pfizer и BioNTech в самом начале пандемии объединили возможности разработки и производства вакцины, что помогло им вывести свой продукт на рынок уже в конце 2020 года и произвести миллионы доз в 2021 году. Сегодня они продолжают сотрудничество, несмотря на конкуренцию.
Последние годы коокуренция идет рука об руку с ESG-трендом. Это понятие объединяет практически все, что мы определяем как экологическую и социальную миссию бизнеса, и большинство партнерств в мире сегодня основаны именно на этой повестке.
Само явление коокуренции вполне закономерно для цивилизации, которая развивается в условиях исчерпаемых ресурсов: природа подталкивает игроков к объединению.
Взаимодействие конкурирующих игроков позволяет вводить новые стандарты и отраслевые практики, которые приносят пользу и компаниям, и потребителям — в конечном счете это история про устойчивое развитие всей планеты и ее локальных территорий.
На рынке полимерного сырья «Сибур» стал одним из лидеров в сфере раздельного сбора отходов и переработки пластика. Изначально это не было коокуренцией, но в итоге стало отраслевой практикой, которая захватывает конкурентов и трансформирует всю производственную цепочку, в том числе в смежных индустриях: производители напитков, например, все больше присматриваются к использованию вторичной ПЭТ-тары.
Часто возникают коокурентные союзы и сфере IT. Ресурсоемкость масштабных разработок требует объединения мощностей и возможностей всех участников. Сюда можно отнести альянс в сфере искусственного интеллекта, в который объединились такие конкурирующие экосистемы, как Сбер, «Яндекс», VK Group и другие ведущие компании. Союз ставит себе целью ускоренное внедрение ИИ в образование, научные исследования и практическую деятельность бизнеса.
Как правильно работать с конкурентами
Чтобы объединить усилия, есть одно базовое требование — общая цель. В случае ESG хорошая новость в том, что не надо придумывать ничего нового: есть 17 целей устойчивого развития ООН, из которых можно выбрать одну или несколько целей, наиболее близких вашему бизнесу. Можно сфокусироваться на социальных инвестициях в территории, где локализованы производственные активы компании. Это может быть сокращение неравенства разных видов, борьба с бедностью, развитие местных партнерств.
Понимая, как ваш бизнес будет способствовать достижению этих целей, стоит искать потенциальных партнеров — игроков со схожими интересами и пересечениями по географии. После этого можно выходить на них с предложениями о партнерстве.
Виды такого партнерства могут быть разные. Можно объединяться и софинансировать те или иные социальные мероприятия в своем регионе, обмениваться экспертами из числа внутренних сотрудников. В последнем случае, например, сотрудник компании А становится экспертом компании Б для проведения конкурса заявок на гранты для социальных проектов среди местных сообществ. Когда вы определились с формой партнерства, под нее составляются регулирующие документы, все партнеры их утверждают и работают по этим алгоритмам.
Это общие правила кооперации с конкурентами, а конкретный перечень процедур все же зависит от частного случая. Конечно, где-то необходимо предусмотреть решения патентных споров, и методы здесь не будут отличаться от процедуры распределения прав на объекты интеллектуальной собственности в совместном предприятии (СП). Когда две стороны договариваются вести бизнес совместно, в договоре о создании СП всегда есть соответствующее положение. Оно регулирует, как именно будут распределяться доли в праве собственности, в праве владения разработкой, которая появится в результате партнерства. С юридической точки зрения коокуренция в этом случае ничем не отличается от СП. Просто партнеры, входя в это сотрудничество, должны четко понимать свои цели и задачи и формулировать свои притязания на будущие объекты интеллектуальной собственности.
При организации коокуренции часто встают и другие вопросы традиционной конкуренции — промышленные секреты, рынки сбыта, клиенты и так далее, но все это можно предусмотреть в рамках соглашения о кооперации. С одной стороны, оно должно предусматривать обязательства партнеров (конкурентов по основному бизнесу) в рамках социальных инициатив, с другой — твердо фиксировать границы этой коокуренции, чтобы она не угрожала основному бизнесу. Только тогда это партнерство окажется социально устойчивым.