Культура в широком смысле — это все, что нас окружает. Мы не оцениваем объекты, звуки, предметы и людей вокруг нас как объекты культуры, но она неотделима от повседневной жизни. Успешно развивать современный бизнес в отрыве от культурного контекста становится сложнее. Как вкус влияет на предпринимательскую деятельность и как культура проявляется в ресторанном бизнесе, рассказали основатель и глава холдинга Perelman People Владимир Перельман и его партнер Леонид Шамис в беседе с руководителями программы «Практикум ФаКУЛЬТатив. Культурный код» Еленой Бондаренко и Мариной Глуховой (Марисабель).
Елена Бондаренко — генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей: «Стартап Академия СКОЛКОВО», «СКОЛКОВО Практикум», Global Shift.
Марина Глухова (Марисабель) — продюсер международных культурных проектов, куратор, режиссер, основатель Laboratory ABC.
«Практикум ФаКУЛЬТатив» — программа, в которой создается пространство для формирования новых смыслов, проводится исследование и ретроспектива предпринимательского культурного кода, проходит проектирование аутентичности бизнеса и манифеста креативного предпринимателя.
Процесс создания нового проекта
Стремление к совершенству — это вечный двигатель. Никогда нельзя прийти к мастерству и совершенству, но стремление к саморазвитию, самопознанию и обретению профессионального мастерства приведет к качественной работе над новыми проектами и смыслами.
Сам процесс создания нового проекта Владимир Перельман описывает как маленькое чудо. Всегда есть изобилие идей, и иногда нужно испытать муки творчества. Но в какой-то момент ты понимать, что видишь нужные образы.
«У меня вот всегда так: я начинаю верить в тот момент, когда я увидел, как люди там живут, гости, сотрудники, как выстроены процессы, как логистика происходит. И я прямо рисую этот дивный мир, вижу его, вижу счастливые лица, и в этот момент складывается концепция», — говорит Перельман.
После этого элементы и люди подтягиваются автоматически, пазлы складываются.
Про атмосферу счастья говорит и Шамис, который на момент начала сотрудничества с Перельманом много лет был адвокатом: «В такой среде ты все время находишься в обществе несчастливых людей». Клиенты счастливы, когда дело выигрывается, но это очень короткие моменты.
«Изменив вид деятельности, я попал в общество, где все счастливы. Когда ты делаешь ресторанный бизнес, все твои гости — клиенты для адвоката, гости для ресторатора, — они все счастливы. Они сытые, пьяные и веселые», — добавляет Шамис.
«Перепридумывание»: было прекрасно, но теперь это просто великолепно
Создание ресторана — процесс очень творческий. Он находится на гребне волны относительно того, что происходит в обществе, в городе, в голове у самих рестораторов. Концепции могут несколько раз меняться уже в процессе создания нового проекта. Это настолько интересный увлекательный процесс, что даже люди, которые заняты в процессе со стороны финансовых, административных служб, этим процессом захвачены.
«Перепридумывание» — болезненный процесс, потому что это приводит к дополнительным затратам, когда какие-то инвестиции уже сделаны, силы вложены. «Но все люди, которые в этом процессе находятся, захвачены им, даже инвесторы, когда ты к ним приходишь с позиции „мы придумали еще лучше, вот теперь это еще лучше, это и было прекрасно, но теперь это просто великолепно“, — рассказывает Шамис. — Бывают такие совещания, когда люди просто сидят и не знают, что сказать. Это уже какой-то следующий уровень. Надо подумать, с этим надо прожить какое-то время и потом строить дальше. Этот процесс завораживает».
Говорят, Кандинский, чтобы нарисовать свою композицию №6, четыре года делал эскизы. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» 12 лет.
«Когда мы строим ресторан за год, я думаю, что мы молодцы, мы быстро это делаем», — шутит Шамис.
О важности эксперимента
Как отмечает Марисабель, если проводить аналогию между художником, культурой, предпринимателем, мы верим, что новый предприниматель — он и философ, и художник, и мыслитель, и предприниматель. Такая комбинация из разных субличностей позволит ему создавать новые аутентичные бизнесы, либо масштабировать свои текущие, либо просто создать отдельный культурный проект. И здесь важно иметь возможность позволить себе эксперимент. В том числе экспериментировать на той территории, где предприниматель зарабатывает деньги сейчас.
Такой подход используют, например, на программе «Практикум ФаКУЛЬТатив». Студентам не ставится конкретная задача. Результат того, что ты получишь, зависит от того, насколько ты расширишь свое сознание и сможешь посмотреть на разные объекты предпринимательства, искусства с разных сторон и, возможно, их синтезировать.
Шамис называет экспериментом для себя сотрудничество с Перельманом и начало ресторанной деятельности. «Я вообще отношусь к любым изменениям в своей жизни как к эксперименту. Я не ставлю жесткие рамки, я не пытаюсь достичь чего-то, жестко поставить и к этому идти. Я провожу эксперимент и легко обычно к этому отношусь», — делится Леонид.
В Google было «Правило 20 %»: сотрудники компании 80 % рабочего времени занимаются своей основной работой, и 20 % времени они могут делать то, что хотят. В эти 20 % времени они создали Gmail и другие продукты, которые потом «полетели». Возможность экспериментировать в отсутствие прямой задачи от руководства в свое время оказалась крайне эффективной для компании.
Вкус и ощущение культуры
У Перельмана с Шамисом 12 ресторанов, плюс еще несколько проектов в разработке. На вопрос «Как вы про это говорите? Что вы создаете?» Перельман традиционно отвечает: «Мы создаем интеллигентные проекты для интеллигентных людей».
«К десятому (проекту) я начал осознавать, что происходит в целом. Я начал думать, где эта формула, потому что это вопрос, который и мне часто задавали, и я сам себе часто задавал: „Что же это такое, что ж ты делаешь и из чего ты это делаешь?“ И я понял, что я это делаю из огромной свободы, причем такой свободы, очень культурной. Это от семьи идет», — рассказывает Перельман.
По его мнению, важная задача будущих поколений — давать свободу детям, окружая их всевозможными экспериментами.
«У меня родители разрешали любой эксперимент абсолютно… Я прибегал, говорил: баскетбол, теннис, флейта, скрипка, музыкальная школа, рисование, в Стамбуле, другая секция, балет, опера, «плешка», не «плешка», социология МГУ, Академия народного хозяйства, рестораны, ивенты, кальяны — все на свете. Приставки продавать, кондиционеры монтировать — все, вообще полностью все. Родители говорили: „Вовка, в каком ты живешь потрясающем мире!“ У них никогда не было даже намека на то, что „ты вообще с ума сошел, ты определись, нельзя заниматься этим всем“», — делится Перельман.
«Мы все время формировали свой вкус и постоянно в нем вращаемся. Ну и сейчас, разумеется, мы подошли к той точке, когда нам в нашем совместном теле ресторатора стало тесно, и мы замысливаем, придумываем проекты совершенно не ресторанные, совершенно с другой глубиной идей, смыслов, с другими командами», —говорит Перельман.
Это околотеатральные проекты, необычная школа современного танца, балета — такие новые проявления, которые дадут настроить трансляцию того уровня культуры, который чувствуют и в который верят Перельман и Шамис, в России и за рубежом.
«Потому что это то, что способно менять пространство и людей в лучшую сторону. И вот культура, она же такая, на кончиках пальцев, потому что она передается из поколения в поколение, она формируется годами, она формируется эпохами целыми, и страна молодая у нас, сегодня ей 30 лет, условно говоря, и тоже должны пройти процессы. И чем больше людей может повлиять на это и оздоровить вот эту культурную систему, устройство страны, тем более счастливы будут в итоге люди», — заключает ресторатор.
Трансформация культурного контекста
Как отмечает Перельман, в ресторанах в какой-то момент становится «тесно». Они сильно меняются по всему миру, становятся мультиспейсами. Рестораторы расширяют и усложняют форму, создают новые идеи, смыслы, модели поведения.
«Вспомните, десять лет назад не было вообще ресторанов в Москве. Вот так вот, in general. То есть люди очень только состоятельные ходили. Были какие-то столовки повсеместно, и все, — говорит Перельман. — А сейчас люди целый день встречаются, общаются, работают — живут в ресторанах, по сути. Для того чтобы развивать и транслировать вкус, „питаться“ друг от друга, предприниматели все время будут добавлять новые идеи», — говорит ресторатор.
Получается, что если ресторан так смещается в образ жизни, то рестораторы двигают фронтир пространства, куда размещается часть жизни человека, если говорить о счастье, если ресторан это не просто еда, если в нем столько всего начинает синтезироваться и закладываться и человек столько там начинает проводить времени, то это культурное пространство фактически, делает вывод Бондаренко.
«Для ресторатора это драйв и огромный интерес, потому что все равно нужно смотреть с точки зрения предпринимательства и создавать экономическую целесообразность. И это должно быть честно», — подмечает Перельман.
«Мы считаем, что назначаем справедливую цену за то, что делаем… Мы не одержимы златом, поэтому у нас получается делать честность такую настоящую, фундаментальную, на годы. Мы очень хотим, чтобы в нашей родной стране получалось создавать бизнесы вдолгую. Вот это всем добавит суперстабильности, всем добавит уверенности в том, что мы можем себе позволить нарабатывать компетенции годами», — объясняет Перельман.
Бизнес с процессом «перепридумывания», соединением креативных интересных идей, большой вовлеченной командой, ощущением счастья клиентов позволяет создать здоровую счастливую устойчивость вдолгую.
Интеграция культуры в предпринимательскую деятельность
«Мы много лет жили в вакууме, не было в большом объеме новых людей, которые привносили в команду нечто. Раньше молодых рестораторов не было, в авангарде я был именно поэтому, — отмечает Перельман. — Сейчас нужна новая открытость миру. Подросло поколение удивительных молодых ребят, ярких, проявленных. Появляется очень много талантливых ребят, которые увидели мир сильно раньше, увидели мир через экран смартфона. У них другой кругозор, другие внутренние свободы и позволения себе. И они очень культурные».
Тем не менее, опыт являет собой большое конкурентное преимущество. Энергия, творчество, безудержность, молодцеватость и задор двигают вперед, но приобретенный опыт все-таки имеет значение. «Из-за способности экспериментировать у нас много конкурентных преимуществ», — считает Перельман.
У молодых ребят есть потрясающее умение коннектиться новыми средствами коммуникации. Они умеют пользоваться талантами других людей. Этому, говорит Перельман, стоит у них поучиться.
«Я думаю, что, если посмотреть чуть-чуть в будущее, все, что творится в мире, разделится на два больших фронта: это будет чистое творчество в разных проявлениях и это будет творчество искусственного интеллекта в разных проявлениях», — говорит Перельман. Как видится Владимиру, эти два лагеря будут пронизывать, использовать особенности друг друга, пересекаться. Миссия людей при этом — что-то противопоставить искусственному интеллекту, должен быть контрфорс.
«Единственное, что человек способен дать — это человеческая энергия, культура и чистое бескомпромиссное творчество. Поэтому любые бизнесы должны идти туда, поэтому мы двигаемся в эту сторону», — заключает Перельман.