Кратко об урбанизации
Урбанизация в историческом разрезе носит волновой характер. Например, в России в годы первых пятилеток — с 1927 по 1938 — темпы роста городского населения превышали 200%, что было связано прежде всего с индустриализацией страны. За 1940–1945 годы численность населения на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке удвоилась. По данным Росстата, максимальный прирост жителей городского населения за 2000–2020 годы составил 2,5 млн человек в Москве и 0,8 млн в Санкт-Петербурге. Сейчас городское население в мире ежедневно прирастает на 200 тыс. человек.
В результате урбанизации по всему миру формируются агломерации. Самые крупные сложились вокруг Мехико, Токио и Сан-Паулу: в них проживают по 16-20 млн человек. В России несколько десятков агломераций, самая большая — Московская (Москва и Московская область), с населением в 21 млн человек.
Какими станут города будущего
Экономист Эдвард Глейзер в своей книге «Триумф города» рассказывает, что города являются самыми здоровыми, экологичными и богатыми местами для жизни. Более половины дохода развитых стран приходится на крупнейшие агломерации, а их жители потребляют в среднем на 40% меньше электроэнергии, чем в пригородах.
Города открывают возможности для общения и культурного обогащения, доступ к различным услугам и развлечениям, становятся площадкой для притока талантов, роста производительности труда и развития инноваций. Современные мегаполисы продолжат расти и объединяться ближайшими мегаполисами, пригородами и деревнями в сверхгорода. Укрупнение городов приводит к глобальным изменениям в разных сферах. Реализовывать лучшее будущее нужно начинать уже сейчас. Например:
- переходить на источники энергии, которые не оставляют углеродного следа;
- находить новые подходы к озеленению, особенно в районах плотной многоэтажной застройки. Здесь заметен опыт Сингапура, где реализуются проекты многоуровневого озеленения, с террасами и воздушными парками;
- использовать интеллектуальную «начинку» не только зданий, так называемый «умный дом», но и целых районов с автоматизированными городскими службами и объектами инфраструктуры;
- разрабатывать новые методы утилизации отходов, в которых ключевое значение будут иметь экологическая безопасность и роботизация;
- усилить развитие фудтехнологий;
- интегрировать старшее поколение в жизнь общества.
Если собрать наиболее яркие идеи и эксперименты последних десятилетий, мы увидим следующие тренды:
1. Многоуровневый принцип организации городского пространства
Из-за ограниченности земельного банка городов будет появляться все больше многоуровневых решений. Подземные пространства, включая метро, паркинги, торговые комплексы, активно развиваются и эксплуатируются уже сейчас.
Что касается использования надземных ярусов, то одним из пионеров стал Сингапур с его экспериментами по созданию парковых, прогулочных и общественных пространств на мостах и платформах между высотными зданиями. Новейшие разработки подхватывает и Дубай. Кроме ярких стационарных решений, например, надземного сада в футуристическом проекте Downtown Circle, здесь тестируют аэротакси. К 2026 году оно может стать реальностью.
Еще глубже идея многоуровневого пространства «вшита» в футуристический проект Неом. Одна из частей проекта — The Line — представляет собой зеркальный небоскреб протяженностью 170 км и высотой 500 м. Нижний уровень выделен под скоростные транспортные линии. Вертикали образуют зеленые пространства, в том числе для ферм по производству фруктов и овощей. До ближайших магазинов и сервисов каждый житель сможет добраться за пять минут, до парка — за две.
2. Кластеризация городской среды
Распространяется практика деления мегаполиса на специализированные районы — финансовый, туристический, медицинский, научный, рекреационный. Одно из преимуществ разграничения — появление инфраструктуры, например, лабораторий, коворкингов, бизнес-инкубаторов, которой могут пользоваться разные компании из одной отрасли. Кроме того, когда специалисты живут и работают в пределах одного кластера, сокращаются транспортные издержки и снижается углеродный след. А места, предназначенные для неформального общения, становятся инкубатором новых идей и проектов.
Кластерный принцип реализуется в Дубае (ОАЭ), где банковский и страховой бизнес сосредоточен в Даунтауне, торговый — в районе Дубай Марина, курортный — в Джумейре, жилой кластер с мощной спортивной и развлекательной составляющей — в Дубайленде, творческий — для дизайнеров, художников и креативных профессионалов — в квартале Дубай Дизайн Дистрикт.
Мэрия Сеула также формирует кластеры как внутри города, например, кластер дизайна, фэшн-индустрии и текстильной промышленности, так и на новых территориях. Недалеко от аэропорта Инчхон появился сектор биотехнологий, косметической хирургии и оздоровительной медицины, студии кино, медиаконтента и компьютерных игр, издательства и телеканалы сконцентрировались в Городе Цифровых Медиа (Digital Media City), для иностранных бизнес-резидентов и университетов построен интеллектуальный деловой район Сонгдо.
3. Устойчивая среда с минимальной нагрузкой на экосистему
В городском пространстве этот принцип часто объединяется с кластеризацией. Например, знаменитые искусственные острова в Японии — культурно-спортивный Юмэносима, металлургический Огисима, авиационный Кансай, развлекательный и медийный Одайба, — это не только кластеры, но и результат рециклинга твердых бытовых отходов.
В уже упомянутом кластере Сонгдо в Сеуле организованы вакуумная система сбора и транспортировки мусора и ситуационный центр, который отслеживает аварии на сетях, регулирует автомобильный трафик с помощью RFID-решений и показывает наличие свободных парковочных мест.
Город Цифровых Медиа освещается и отапливается метаном с бывшего мусорного полигона в западной части Сеула. Сейчас полигон «спрятан» под пятью парками, где можно погулять, полюбоваться природой, провести пикник или позаниматься спортом.
4. Развитие скоростного и безопасного транспорта
Разрабатываются не только авиатакси и скоростные городские электрички. Мастодонты классического автомобилестроения также ищут инновационные решения. Например, Rolls-Royce — ведущий мировой бренд в сегменте автомобилей «ультралюкс» — создал VISION NEXT 100, беспилотный электрокар, сохранивший многие черты легендарной марки. Благодаря данной разработке ценители автомобилей этого сегмента смогут соответствовать требованиям к экологичности личного транспорта.
Вечно юная столица
Урбанизация, естественно, не обходит Москву. Столица привлекает всех, кто стремится достичь нового уровня не только в образовании, профессии или бизнесе, но и в качестве жизни. В начале 2023 года OCTOBER GROUP совместно с «БЕСТ-Новострой» провели исследование и выяснили, что 35% покупателей квартир бизнес-класса в Москве, а в отдельных жилых комплексах — до 50%, приезжают из регионов. Это означает, что жилые проекты класса бизнес и бизнес+ должны стать не только новой локацией для москвичей, но и «посадочной площадкой» для приезжих.
Как и другие мегаполисы, Москва развивается по модели 15-минутного города, в котором максимум необходимого для работы, отдыха, образования, спорта, потребительской и культурной активностей находится в пешеходной доступности от дома. Только в 2023 году в Москве ввели в эксплуатацию почти 100 социальных, медицинских, спортивных объектов.
Этот тренд усилился запросом горожан на Live & Work — во время пандемии люди стали особенно ценить возможность жить и работать в одном месте. В разных районах города создаются очаги деловой и культурной активности, что помогает снизить ежедневную маятниковую миграцию горожан из спальных районов к месту работы или учебы. Однако без развитой транспортной инфраструктуры такой город может превратиться в «сто деревень», то есть потерять свои главные преимущества. Полицентричность 15-минутного города компенсируется альтернативными железнодорожными диаметрами, новыми ветками и станциями метро, скоростными шоссе и инфраструктурой для электромобилей.
В этом смысле 2023 год стал по-настоящему рекордным по количеству и качеству введенных в эксплуатацию транспортных объектов. Завершено строительство Московского скоростного диаметра в пределах МКАД, запущено движение по всей Большой кольцевой линии метро — самой протяженной в мире. Новая система соединила 34 района с населением более 3 млн человек. Кроме того, возвращаются речные пассажирские перевозки на электросудах.
Уже 80% пассажирских перевозок осуществляется электрическим транспортом, и Правительство Москвы планирует перевести все городские службы на электромобили. Чтобы москвичи тоже скорее пересели на электромобили, мэрия предоставляет особые условия владельцам личного электротранспорта, например, разрешает бесплатную парковку. Эти меры помогают снизить уровень канцерогенных и токсичных веществ в атмосфере.
Системы «умный дом» или «умная диспетчерская» также становятся выгодным экономическим решением. Они позволяют в режиме реального времени контролировать работу инженерных коммуникаций, вовремя реагировать на аварии благодаря предупредительным сигналам. Также дают возможность управлять работой инженерных систем внутри квартиры и избегать ненужных трат, снизить риски протечек, пожаров, серьезных аварий в жилых домах.
Столица следует мировому тренду на кластеризацию. Например, кластер «Ломоносов» объединил около 60 ведущих компаний в области инновационных разработок в биомедицине, квантовых коммуникациях, робототехнике, ИТ и микроэлектронике. Фармкластер «Технополис Москва» объединяет 95 производителей современных лекарств и на 80% закрывает потребность страны в отечественных онкологических препаратах, иммуномодуляторах, вакцинах и антибиотиках. Московский кластер электромобилестроения должен стать платформой для производителей легковых электромобилей, малотоннажных грузовиков и электробусов, автокомпонентов и зарядных станций.
В 2023 году статус технопарка получили шесть площадок, среди которых телецентр «Останкино», «Мосмедпарк», «Калибр-Техно» и ИТ-кластер «Семеновский». Кластер зимних видов спорта формируется на Воробьевых горах.
Благодаря программе «Миллион деревьев» 90% москвичей имеют возможность дойти пешком до сквера или парка. Концентрация загрязняющих веществ в воздухе за 10 лет снизилась в 2,3 раза, и город вошел в число мировых столиц с наименьшим уровнем выхлопных газов.
Инновации в девелопменте
Наиболее яркие результаты в создании городской среды будущего возникают там, где в матрицу, заданную городскими властями, логично встраиваются частные инвестиционные проекты. Качественный девелоперский проект — это микрогород, который на своем уровне решает те же задачи, поддерживает те же тренды и опирается на те же социальные процессы, что и мегаполис в целом.
Так, квартирография и планировочные решения в новых ЖК формируются с учетом тренда на Live & Work. Этот формат требует не только эргономичных планировок, но и наличия террас, патио, балконов и лоджий, а также большого числа полуприватных пространств, например, эксплуатируемых кровель, закрытых дворов, лобби с зимними садами — то есть многоуровневой организации пространства.
«Мы фокусируемся на создании уникальных проектов в локациях с хорошей инфраструктурой. Например, мы выбрали площадку для флагманского проекта в Западном административном округе Москвы, в районе Раменки, так как это очень развитый, исторически «интеллигентный» район», — рассказывает Юрий Коган.
Над созданием проекта Stories на Мосфильмовской работала старейшая японская компания Nikken, известная во всем мире. Концепция жилого комплекса «Жизнь как путешествие» нашла визуальное воплощение в архитектурном облике — он напоминает большой океанский лайнер.
Именно от девелоперов зависит внедрение в жилые комплексы искусственного интеллекта, удобство, оригинальность и разнообразие детских и спортивных площадок, появление станций для подзарядки электромобилей. Причем все это раньше являлось признаком высокобюджетного жилья, а сейчас распространяется на проекты более массовых сегментов.
Город меняется постоянно — этот процесс не останавливается ни на мгновение. Наша задача — подхватить те тренды и тенденции, которые позволяют сделать столицу безопасной, экологичной, комфортной и удобной для жителей.
Реклама. ООО СЗ ЭТАЛОНИ ЕВРОПА