Статья

Женские организации в образовании и науке

Узнавая о назначениях новых ректоров университетов, мы чаще всего думаем о научной области, публикациях и предыдущих должностях, политических взглядах; вспоминаем, не связаны ли с ними истории о плагиате или коррупции. И намного реже задаемся вопросом: почему на эту должность назначили не женщину? Для обывателя вопрос может показаться неожиданным или даже воинствующим, но для социолога высшего образования он – просто производная от статистики.
Женские организации в образовании и науке

В России меньше 20% ректоров университетов – женщины, а если посмотреть на главные вузы страны, доля станет еще меньше. Что влияет на представленность женщин в науке и образовании? Существует не только открытая предвзятость, но и скрытые механизмы дискриминации, которые сложно обнаружить и еще сложнее преодолеть: неравенство на входе, сложнее получить управленческие компетенции в начале карьеры, чтобы затем занять высокую позицию.

Повестка гендерного равенства

Есть достаточно большой спектр действий, направленных на открытость и включение разных оптик и опыта. Как университеты, так и международные объединения публикуют хартии, разрабатывают этические кодексы. Однако в этой статье я предлагаю посмотреть на женские организации – некоммерческие и негосударственные объединения с повесткой гендерного равенства в академии.

Причиной возникновения первых организаций было требование доступа женщин к высшему образованию (и это действительно удалось!), однако, у современных женских организаций множество других задач. Например, предоставление исследовательских грантов и стипендий, чтобы точка входа в университет и академическая карьера были доступны большему количеству людей. В 1920 году одна из старейших действующих организаций, Американская ассоциация женщин с университетским образованием (AAUW), помогла собрать средства на покупку радиума для экспериментов Марии Кюри, а в 2020-21 годах она предоставит 200 грантов. Также женские организации ведут исследования и публикуют отчеты о соблюдении прав различных групп в академическом сообществе, инициируют общественное обсуждение проблем в академии. AAUW регулярно выпускает разные документы о позициях женщин в высшем образовании с 1885 года.

Но кроме материальной и правовой помощи женские организации объединены миссией репрезентации женщин в высшем образовании и науке. Руководительница геологической лаборатории Хоуп Джарен в автобиографии «Девушка из лаборатории» обращает внимание, что карьера в университете ощущается как очень одинокий путь, особенно если постоянно приходится доказывать свое право участвовать в производстве знания:

«Общественные и частные организации по всему миру, изучив механизмы сексизма в академической среде, пришли к выводу, что они сложны и многофункциональны. По моему же скромному мнению, сексизм – это просто: всего лишь общий вес чужой уверенности в том, что ты не можешь быть той, кем являешься».


Совместными усилиями женщины с разным опытом переизобретают взаимоотношения и механизмы распределения ресурсов в академии.

Что объединяет женщин сейчас?

Сегодня по всему миру действуют инициативы по поддержке исследовательниц. От Совета Президента по продвижению женщин в науке в израильском Институте Вейцмана до британской хартии в поддержку гендерного равенства Athena SWAN Charter. Однако чтобы женщины действительно получили доступ к академической инфраструктуре и могли ее изменить, необходима их активная позиция во главе научных и образовательных институций. Поэтому возникают объединения для женщин-лидеров университетов.

У них тоже есть своя история. Национальная организация женщин в образовании (NAWE) открылась в 1916 году как профессиональное объединение представительниц новой для американских университетов должности – декана по делам женщин. Но фокус организации расширялся и со временем стал включать права женщин на разных административных должностях и с разным бэкграундом. В наши дни Европейская ассоциация женщин-ректоров EWORA ежегодно организует конференции для руководительниц университетов, а HERS развивает женское лидерство за счет образовательных программ и воркшопов.

В России независимые женские организации, посвященные высшему образованию, редкость. Хотя в 1990-е годы открывались неправительственные организации (например, ассоциация Женщины в науке и образовании), консервативный поворот 2000-х годов повлиял на деятельность многих инициатив. В этих условиях продолжают возникают проекты, которые стремятся создать сеть для женщин-экспертов в разных областях, в том числе в науке. Однако обсуждение условий обучения и академического труда возвращают нас к необходимости межуниверситетской солидарности и институтов, поддерживающих ее. Первым шагом для создания такой инфраструктуры должно быть признание, что проблема неравенства существует. Поэтому уже сейчас для трансформации производства знаний важно инициировать диалог из разных позиций в высшем образовании.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie