Иногда можно услышать, что внедрение новых технологий, следование новым трендам может быть невыгодным на первых этапах. Особенно «достается» трендам в области экологии: мнение, что экологическая ответственность бизнеса стоит недешево и ее могут позволить себе только крупные компании, достаточно распространено. На самом деле, она несет довольно много плюсов: от банальной энергоэффективности до «знака качества» в глазах потребителя и партнера при выходе на мировые рынки (да и на внутреннем тоже), от налоговых льгот до технологической трансформации бизнеса.
Зачем заменять бетон?
То, что города — основные источники парниковых газов, не секрет (на их долю приходится до 70% выбросов). Но мало кто знает, что бетонные здания — крупнейшие загрязнители среды, на их долю приходится более трети всего потребления электричества, воды и выбросов парниковых газов. Ученые ищут материалы и технологии, которые окажутся экологичнее (и экономичнее): развивается модульное строительство из «умных» блоков (композит бетона и углеволокна), продолжаются эксперименты с 3D-печатью домов. По одной из версий, город будущего — здания из инновационных древесных материалов.
Эти материалы — многослойные клееные деревянные панели (cross-laminated timber, CLT) и клееный профилированный брус (glued laminated timber, Glulam). Это цельнодеревянные заготовки, которые соединяются во множество слоев под крайне высоким давлением. Перекрестная склейка позволяет конструкциям быть столь же прочными, как железобетон, при весе в пять раз ниже. Новые материалы безопасны и позволяют создавать интересные архитектурные формы, что доказывает, например, аэропорт в Кутаиси.
Когда-то было принято считать, что из дерева не построить высотное здание, но это уже опровергнуто: высота жилого дома Mjøstårnet в Норвегии — 18 этажей (85,4 метра), сопоставимые есть и в Европе, и в США. В Австралии достраивают офисное здание в 40 этажей (180 метров). Высотность, разумеется, не самоцель, но показатель преодоления барьера.
Экологическая арифметика
Прежде всего, новые материалы позволяют значительно снизить выбросы углекислого газа. Дерево — его хранилище, сначала вбирает газ в себя, а затем (при гниении в лесу или сожжении) выпускает обратно. Правильно использованное при строительстве, дерево оказывается «сейфом», не выпускающим газ наружу. Если производство тонны цемента приводит к выбросу почти тонны углекислого газа, то дерево удерживает в себе в 2 — 3 раза больше. Экологический след строительства снижается еще и за счет того, что деревянные здания более долговечны, а при полном износе могут быть переработаны без отходов. Конечно, здесь есть свои оговорки: такая красивая «картинка» возможна только при правильном восстановлении леса, подтвержденном по методикам таких международных организаций, как FSC, PEFC.
Экономические эффекты от строительства тоже можно посчитать: они построены на сокращении сроков строительства, персонала и логистических издержек. По расчетам Минстроя, деревянный дом монтируется в полтора раза быстрее кирпичного и обходится на 40% дешевле. В процессе эксплуатации сооружения из CLT-панелей потребляют 65 кВт на 1 кв. м в год, панельные – 170–190 кВт, кирпичные — 130–150 кВт.
Сочетание экономических, социальных и имиджевых выгод приводит к тому, что глобальный рынок клееного бруса приблизился к обороту в $ 1 млрд, а к 2028-му перешагнет отметку в $ 2 млрд (при среднегодовом темпе роста 14,4%).
Синдром «Трех поросят»
У деревянного строительства остается несколько препятствий. Одно из них уже фактически устранено: это устаревшие ограничения по высотности, которые действовали до появления новых материалов. В России они тоже устранены — в дорожной карте Минстроя и МЧС говорится о пилотных проектах домов высотой до 12 этажей.
Барьер восприятия убрать не так просто. Тяжелое наследие сказки «Три поросенка»: обыватель ошибочно считает жилье из дерева менее надежным. В Скандинавии, Великобритании, Нидерландах, США — это крупнейшие рынки деревянного строительства — проблему удалось решить с помощью масштабных информационных кампаний. Большую роль в этом сыграли сообщества архитекторов, дизайнеров и урбанистов, которые увидели в дереве большой потенциал. Яркий пример такого эксперимента — норвежский квартал Трондхейм.
Девелоперам нравится, что рынок новых материалов лишен явно выраженных монополистов, в мире не менее 30 заметных производителей, причем, на этом рынке одинаково уверенно чувствуют себя и крупный, и средний бизнес.
Зачем предпринимателю разбираться в экологии?
Экологию можно понимать и в широком смысле — как максимально дружелюбную среду, и это тоже один из трендов для создателей жилых и общественных пространств, — говорит Евгений Иванов, владелец компании «Penta House» выпускник СКОЛКОВО Global Shift:
«Деятельность моей компании лежит в плоскости строительства, а если точнее, то в компетенции создания быта и уюта людей — будь это их дом или место, куда они пришли провести время. Мы комплектуем объекты — от квартир до стадионов — такими товарными группами, как сантехника, свет, мебель и кухонное оборудование, объединенные системой «умный дом». Один из самых инновационных мировых трендов сейчас — предоставление опыта, experience всех технологий в одном месте. Сначала это был предметный уровень, затем вторая ступень — сервис, и новый уровень — Point of Experience™. Мы создаем иммерсивные шоурумы высоких технологий, где посетитель получает подлинный опыт понимания, что такое «умное пространство», и, познавая опыт, принимает решение о своем быте.
Лев Толстой сказал, что «никакого будущего нет — мы его делаем». Те объекты, которые появляются в реальности, созданы нашей компетенцией, мы их сделали реальностью в этой жизни. Для меня и моей команды это не рамка бизнеса, зарабатывания денег, это область развития городов. Встраивать свою рамку деятельности в более широкие рамки — то, чему я научился на программе СКОЛКОВО Global Shift.
Но есть и еще более широкая рамка. Это рамка образа жизни людей, которая влияет на рамку развития городов. И чтобы попробовать свою компетенцию применить в других контекстах, невозможно использовать только опыт работы на территории России. Нужны знания и требования, которые уже существуют, а также мышление, которое создается перед началом запроса на более высокие цели.
Global Shift в этом плане — ядро создания коммуникации между очень разными предпринимателями, которые оказались вместе с одним запросом, и преподавателями — и эта коммуникация помогла создать новое мышление. Действию нужна совместность, и я рад что СКОЛКОВО собрало предпринимателей по такому протоколу.
Я получил бесценный результат нашего совместного мышления и в виде схем, и в виде кейсов, которые помогали выйти на другие рынки. Программа дает «очки», которые помогают видеть новые территории в призме масштабирования своей миссии и работы в трех рамках».