Российское образование находится в состоянии постоянной трансформации. Ситуация весьма динамична, и уследить за новациями сложно. Однако все изменения начинаются с трансформации сознания руководителей образовательных учреждений. О том, какие программы помогают профессионалам в преобразованиях, в интервью журналу «Университетская книга» рассказала директор Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.
Зачем учатся ректоры

Кто приходит учиться трансформации

Запрос на обучение и качественный уровень подготовки студентов постоянно меняется. За 12 лет флагманская программа Центра – «Школа ректоров», дважды была полностью пересобрана. Команда постоянно оценивает, какой состав абитуриентов заходит, какие темы в повестке дня. Под каждую группу уточняем содержание программы, отдельные подходы.

При этом меняются и требования, которые предъявляют система образования и другие сферы. Сначала необходимо было сформировать представление о том, что управление – отдельная профессия, которой надо учиться во многих сферах, а в образовании – особенно. На протяжении десятилетий бытовало мнение, что управленец — это человек, преуспевший в своей профессии, но вынужденный руководить.

В связи с этим подготовка к управленческой позиции была весьма формальной. Осваивать инструменты менеджмента, методы и подходы — над этим никто особо не задумывался. Вторая важная задача — обеспечить понимание того, что управлять трансформацией надо не так, как текущим функционированием: меняется объект управления.

Что касается подготовленности: сфера динамично меняется, появляется много игроков, растет уровень экспертизы. В профессиональном багаже слушателей СКОЛКОВО – обучающие программы, курсы повышения квалификации, семинары, мастерские. И средний уровень осведомленности, начитанности, «насмотренности» у аудитории уже выше. Появляется определенная культура, люди приходят с неплохой базой знаний о том, что такое современный университет, каковы особенности базовых процессов вуза.

Долгосрочное планирование – залог успеха преобразования университета

Профиль компетенций лидера управления трансформацией предполагает способность формулировать долгосрочное видение самостоятельно, с учетом того, какие требования транслирует внешний контур. Университет обязан мыслить в долгосрочной перспективе.

Когда мы говорим о таком сложном объекте, как университет, где параллельно идут три-четыре базовых процесса: образование, исследования, инновации, а еще и практика. Университет не может их проигнорировать, но при этом эти требования достаточно противоречивы. Как занять сбалансированную позицию и взаимодействовать с заинтересованными сторонами, учитывая социальный, экономический, политический и технологический контексты? Необходимо видеть связи и университет как целостную конструкцию, систему, а не просто как набор кафедр и факультетов. Лишь системность мышления позволяет осмысленно управлять развитием, а не только текущим функционированием.

Как оценивать результат обучения

Что касается эффективности, то для здесь очень важно, что выпускники прошлых лет возвращаются в аудиторию, рассказывают о том, что они задумали на программе и как это реализовали.

60% программы и более занимает проектная работа, и это не учебные проекты, а реальные кейсы трансформации университетов, которые участники разрабатывают в рамках программы и должны их внедрять по итогам обучения или уже в его процессе. Участники учатся, выполняя реальные проекты. По мировой статистике, 70% инициатив трансформационного характера проваливаются. Приходится искать новые подходы. По результатам опросов, 54% проектов внедряются полностью или частично.

Однако главный показатель – изменение представлений людей. Они начинают занимать позицию ответственных за развитие университета, самостоятельно размышлять о будущем вуза, считывать контексты, принимать во внимание тренды и двигаться вперед. Положительная динамика по повышениям и назначениям тоже важный параметр. В среднем каждый десятый ректор в стране —наш выпускник. В некоторых вузах много проректоров, окончивших программу Школы управления СКОЛКОВО.

Третий важный показатель эффективности – это создание сообщества, развитие горизонтальных связей. Биологи общаются с биологами, физики — с физиками. Как их делить по должностям? Собрать проректоров по учебной работе? Они не всегда в позиции трансформации. Важно сформировать сообщество, где лидеры трансформации могут друг друга поддержать, привлечь в свои проекты. Поэтому мы запустили специальную программу для тех, кто непосредственно реализует учебный процесс.

В университетах сейчас появляется позиция руководителя образовательных программ, на нее могут претендовать преподаватели, доценты, заведующие кафедрами, а чаще всего это сборная группа, которая отвечает за учебную программу как продукт. На этой программе университеты перепроектируют учебный процесса на примере одной конкретной программы, каждый отвечает за свою. Таким образом, на разных уровнях университета запускаются процессы развития.

Подробнее – по ссылке.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie