Как процветание государства зависит от деятельности предпринимателей
Человечество в очередной раз находится в периоде, когда складывается новый пакет технологий, который станет ядром новой промышленной революции и будет определять характер дальнейшего развития общества. Одни страны делают ставку на развитие электрокаров, другие — на водородный двигатель, но что из этого окажется более конкурентоспособным — пока неясно.
В такие моменты между государствами начинается борьба как за сами технологии, так и за предпринимательский капитал. История предыдущих промышленных революций показала, что страна, которая к моменту складывания технологического пакета оказалась наиболее подготовлена с точки зрения предпринимательского класса, быстрее пользовалась плодами технологической революции, быстрее разворачивала более эффективные производства и, соответственно, забирала новые рынки.
Важно различать бизнес и предпринимательство. Бизнес — это то, что делается по проторенному пути, когда есть некий прототип — бизнес-модель. Предприниматель-визионер сконцентрирован на другом процессе: он смотрит на то, как устроена деятельность, ищет в ней новое место и решение — технологическое, организационное, — которое изменит эту деятельность качественно и поднимет ее на более эффективный уровень.
Известный австрийский и американский экономист Йозеф Шумпетер в 1942 году в своей книге «Капитализм, социализм и демократия» рассмотрел такой термин, как «созидательное разрушение», в результате которого изменяется привычный порядок вещей и создаются инновации — осваиваются новые рынки и источники сырья, появляются совершенно новые товары и услуги. Носителями силы «созидательного разрушения» как раз являются предприниматели. По сути своей они смелые новаторы, визионеры, и легче, чем крупный бизнес, приспосабливаются к резким изменениям мира, которыми как раз будет богата Четвертая промышленная революция.
Существуют четыре главные ценности, которые выстраивают мостик к предпринимательскому мышлению. Первая — ценность самого невосполнимого ресурса жизни — времени, своего и общественного. Вторая — ценность труда и созидания. Третья — целеполагание и целеустремленность. Важно также помнить, что в бизнесе, а особенно в предпринимательстве первая проба не считается, а считается количество подъемов после падений. Четвертая — ценность другого и коммуникаций: понимание того, что создать что-то новое можно только во взаимодействии.
При этом нужно понимать, что для формирования прослойки предпринимателей нужна среда, в которой бизнес является нормой и поощряется, — иначе предпринимательству как классу не на что будет опереться. Бизнес-мышление не менее важно для процессов развития, чем предпринимательское. После того как инновационная схема пересобрана, нужно ее массовое распространение, и тут в игру вступает армия бизнесменов. Если раньше предпринимательский талант считался чем-то уникальным, то за последние сто лет сформировалась технология выращивания предпринимательских стартапов, когда вся деятельность делится на этапы, которые затем выстраиваются в единую цепочку. Наиболее успешный в России стартап-инкубатор — это расположенный в подмосковном Троицке «ТехноСпарк». Здесь с нуля создаются высокотехнологичные компании, работающие в таких сферах, как электроника, робототехника, медицинское хай-тек-оборудование.
От исполнительской деятельности к предпринимательской
Как только мы ставим задачу формирования другого пула компетенций и соответствующего человеческого капитала, то неизбежно обнаруживаем, что нам нужно пересобирать всю систему образования. Схема, когда ученик должен все прочесть и зазубрить, давно устарела: она подходит только для развития определенных типов мышления, которые нужны для осуществления научной работы, но не предпринимательства.
Еще в 2013-2014 годах в Школе «Сколково» мы занялись переосмыслением самой доктрины образования в стране: сначала — высшего, затем — школьного. Так появилась программа «Шаг развития школы», которую сегодня проходят те, кто хочет и готов менять действующую модель.
Существует такое международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся — PISA. В ходе него оцениваются разнообразные компетенции 15-летних школьников по всему миру: например, математическая и естественнонаучная грамотность или владение читательскими стратегиями и умением мыслить критически. На базе этого исследования можно делать прогнозы социально-экономического развития на следующие 10-15 лет. По набору тестов PISA видно, какие изменения происходят в мировой системе образования: от исполнительских навыков мы двигаемся в сторону коллективной деятельности и креативного мышления, а это одни из основ предпринимательского мышления.
Однако одной креативности для создания успешного продукта недостаточно: нужна рентабельная схема его реализации. Это касается любой сферы, даже социального предпринимательства и НКО. Без понимания бизнес-процессов и экономики все, даже самые лучшие, побуждения — бороться с голодом или решить вопрос с мировым пластиком — так и останутся пустым звуком.
Зачем учить ребенка самоорганизации и самообучению
Если вы хотите иметь 15-летних бизнесменов не с исполнительскими компетенциями, а с креативным подходом к решению задач, то экономика и сам процесс образования будут совсем иными, чем сейчас. В основном в школах сегодня система выстроена так, что учитель берет на себя всю ответственность за процесс обучения, а от ученика требуется заучивать уроки, решать тесты и зарабатывать себе хорошие оценки. Учитель при этом выступает неким надзирателем. Как результат, у ученика не формируются навыки самоорганизации и самообучения, а без них заниматься предпринимательством просто не получится.
Еще в Советском союзе была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Ее цель — научить ребенка самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат. По этой системе уже в первом классе ученик с самого начала учится планировать свой учебный процесс. Также каждое свое задание он проверяет сам — и выставляет себе оценку. Только после этого оценку ставит учитель, и они обсуждают полученный результат. Такая методика позволяет сформировать у ребенка адекватную самооценку. Ученик перестает быть говорящей головой, предсказывающей учебник. «Алиса» прекрасно с этим справится за него. Теперь он может разбираться в предмете самостоятельно и приходить к учителю с конкретными вопросами.
Также в средней школе хорошо внедрять проектную деятельность в социальной сфере. Это то время, когда ребятам важно, чтобы их труд был признан обществом, поэтому проекты преобразования городской среды заходят просто на ура. Ребята могут пойти в свой двор, собрать жильцов дома и с ними обсудить их потребности, по итогам — сформировать простейшее предложение преобразования, а потом — при помощи взрослых дойти до управы, до бизнеса и реализовать его. Мой товарищ, учитель, подобную историю разворачивает в подмосковном поселке Тучково: его ученики расписывают городские подъезды, а краску и инструменты предоставляет управа. Такой успешный опыт — отличная подготовка к собственному бизнес-проекту.
Сегодня экспериментированием с образовательной системой и развитием предпринимательских навыков у детей в основном занимаются частные школы. Это понятно: в таких случаях на каждые 7-15 ребят вам понадобятся порядка трех модераторов-тьюторов, а также периодически привлекаемые эксперты из внешнего мира — настоящие предприниматели и бизнесмены, которые будут делиться с ними своим опытом и вдохновлять действовать. Поэтому пока предпринимательское образование в школах вряд ли может стать массовым.
Однако это не значит, что систему не нужно менять. Существующие принципы образования критикуют очень многие известные бизнесмены по всему миру, один из них — основатель Alibaba Джек Ма. Его ключевой тезис: в детях требуется развивать уникальность, иначе они не смогут конкурировать с роботами. В связи с переосмыслением принципов образования возрастают требования к педагогу — зачем он пришел в эту профессию и является ли он носителем того опыта, которому обучает детей.
Недовольных существующей системой образования становится все больше. Год от года растет число людей, которые перевели своих детей на домашнее образование. Мы уверены, что изменения в школах могут случиться только в том случае, если у них появится команда развития, имеющая свою стратегию трансформации, а заказчиками этой стратегии станут как раз родители.