Согласно данным сервиса «Авито Работа», приведенным «Российской газетой», сильнее всего – на 173% год к году – выросло число вакансий с полисами ДМС. Зоны отдыха для сотрудников прибавили 148%, оплата питания – 121%, бензина – 110%, транспорта до работы – 110%, мобильной связи – 103%.
Особенно ярко этот тренд проявляется в сферах строительства и промышленности, в том числе пищевой – в этих отраслях дефицит кадров наиболее ощутим. Согласно исследованию Advice Executive Search от 2024 года, львиная доля российских компаний (85%) испытывают нехватку персонала.
Как объясняет профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Елена Витчак, рост числа вакансий с дополнительными бонусами свидетельствует о «значительном изменении в приоритетах работодателей и усилении конкуренции за квалифицированные кадры».
По ее словам, бонусы становятся инструментом, который позволяет не только выделиться на фоне конкурентов, но и продемонстрировать заботу о благополучии сотрудников.
«Тренд на увеличение бонусов показывает, что в рамках безудержной гонки за окладной частью денежного вознаграждения становится недостаточно. Работники все чаще ориентируются на общий пакет условий, который включает нематериальные и социальные аспекты», – поясняет профессор.
Например, ДМС и зоны отдыха удовлетворяют потребность в заботе о здоровье и балансе между работой и жизнью, а оплата питания и транспорта — в комфорте и снижении повседневных затрат. Такие льготы особенно важны в отраслях с высокой долей физического труда и/или высокой стрессовой нагрузкой.
Однако бонусы, по словам Витчак, не являются универсальным инструментом: они слабо работают в ситуациях, когда сотрудники не видят перспектив роста, страдают от токсичной корпоративной культуры или сталкиваются с неадекватным управлением.
«В таких случаях даже самый привлекательный пакет льгот не сможет компенсировать негативный опыт. Также важно понимать, что бонусы воспринимаются как должное, если они не сопровождаются системным подходом к развитию сотрудников и их вовлеченности», – подчеркивает профессор.
Если бонусы подобраны правильно для каждого кластера должностей, работники чувствуют индивидуальный подход – и это помогает удерживать персонал.
Рабочий персонал
Для этой категории ключевую роль играют бонусы, которые улучшают повседневный комфорт и снижают финансовую нагрузку: оплата питания и транспорта, ДМС и зоны отдыха.
«В производственных отраслях часто встречаются тяжелые условия труда, и доступ к медицинскому обслуживанию или возможность расслабиться на рабочем месте воспринимаются как значимая забота со стороны работодателя», – отмечает Витчак.
Офисные сотрудники
Эта категория особенно ценит бонусы, которые создают комфорт и повышают статус: гибкий график, возможность работы из дома и корпоративное обучение.
«Такие бонусы подчеркивают заботу компании об их профессиональном и личностном развитии и предотвращают выгорание», – поясняет профессор. Хотя это не значит, разумеется, что сотрудники офисов не оценят компенсацию питания и наличие ДМС.
Бонусы в итоге – реально работающий инструмент, но их эффективность напрямую зависит от того, как они интегрированы в общую стратегию управления персоналом и корпоративную культуру.
Кроме того, в такой мотивации есть и прямой финансовый смысл, добавляет руководитель Лаборатории международных экономических исследований, доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
«Организовать блага вроде зон отдыха относительно недорого в пересчете на одного сотрудника. Таким образом компании банально экономят по сравнению с простым увеличением зарплат», – отмечает исследователь.
К тому же почти во всех случаях компании могут купить эти блага дешевле оптом: то есть то, что для конкретного человека, физического лица будет стоить 1000 рублей, для компании с корпоративным контрактом может быть, условно, 900 – например, бензин.
Материал подготовил Григорий Маслов