16 апреля 2021
Статья
Цифровизация национальной валюты стала глобальным трендом. В лидерах Китай: обширное использование цифрового юаня начнется уже в 2022 году. Зачем власти КНР форсируют запуск нового формата внутренней валюты и сможет ли она конкурировать с долларом, рассказал руководитель китайского направления бизнес-школы СКОЛКОВО Олег Ремыга.
Зачем Китаю цифровой юань
Источник: Shutterstock.com

Цифровой вариант классических денег

Цифровой юань (Digital Currency Electronic Payment, или DCEP), который тестируется сейчас в Китае, — это альтернативный формат традиционного юаня, «зафиксированный» вместо бумажных денег цифровой код. В этом смысле он отличается от криптовалюты, которая является не только средством платежа, но и активом, мерой стоимости, поскольку через рыночный механизм спроса/предложения и ограниченную эмиссию происходит управление ее стоимостью.

Стоит понимать, что когда юань станет цифровым, не повысится его стоимость, принципиально не поменяется модель монетарной политики Китая. Никуда не денутся проблемы, присущие обычному юаню, та же инфляция, которая по итогам 2020 года составила 2,5 %. Напротив, появятся дополнительные сложности: ключевой риск для цифровой валюты — защищенность данных о транзакциях граждан и компаний. Почему же тогда властям Китая так важен цифровой юань?

Формальная экономика и прозрачные транзакции

В первую очередь это способ сокращения теневого сектора экономики, на котором активно используются наличные расчеты. По мере цифровизации он постепенно уменьшается, но все равно значительная часть национальной экономики остается в «серой» зоне. В отдельных секторах есть впечатляющие показатели: по данным Moody’s Investors Service, в конце 2018 года теневой банковский сектор Китая составлял 68 % ВВП, еще в 2016 году — 87 %.

Вторая цель — прозрачная история всех транзакций. Конечно, здесь возникает этический конфликт: не каждый хочет, чтобы кто-то мог проследить всю историю его платежей. Однако с точки зрения госуправления, налогово-бюджетной политики цифровая валюта — очень удобный инструмент. И не только для контроля финансовых операций: Народный банк Китая сможет автоматически начислять налоги и вычеты по ним, адресно распределять субсидии, стимулирующие выплаты и пр.

Кроме того, при внедрении цифрового юаня сократятся издержки на выпуск физических бумажных денег, а это серьезная статья расходов — только в 2020 году Народный банк Китая эмитировал 8,98 трлн юаней. Соответственно, снизятся операционные издержки банков (им не придется развивать сеть банкоматов, проводить инкассацию и пр.), и теоретически здесь есть база для уменьшения стоимости банковских услуг для конечных пользователей.

Shutterstock.com
Shutterstock.com

Инфраструктура, законодательство и поддержка банков

На текущий момент в Китае завершились уже три этапа тестирования DCEP в Шэньчжэне, Сучжоу и Пекине, которые подтвердили готовность страны к запуску цифрового юаня.

Во-первых, выстроена четкая двухуровневая модель выпуска и распределения цифрового юаня. Регулятор в лице Народного банка Китая выпускает DCEP и передает в государственные и системообразующие банки страны, а те распределяют цифровую валюту между конечными пользователями.

Во-вторых, население к этому готово. Сейчас 80—85 % китайцев используют безналичные платежи, на каждого жителя страны приходится 1,3 телефона, уровень проникновения интернета — около 90 %, его использует почти 1 млрд человек. Расплачиваться цифровым юанем можно будет и в тех деревнях, где нет сотовой связи: в отличие от WeChat или Alipay в нем реализована модель, которая не требует интернета для проведения транзакций.

В-третьих, есть необходимое законодательство и институциональная поддержка проекта как со стороны «большой тройки» телекоммуникационных операторов (China Mobile, China Telecom и China Unicom), так и со стороны технологических партнеров: на стадии тестирования Huawei отвечал за инфраструктуру, а Alipay и WeChat участвовали в разработке платежного приложения. К системе уже подключились интернет-гиганты, которые непосредственно взаимодействуют с пользователями: в эксперименте участвовали крупнейший доставщик еды Meituan Dianping, ведущий интегратор такси Didi Chuxing и видеоплатформа Bilibili.

Масштабный запуск DCEP приурочат к зимним Олимпийским играм в Пекине в 2022 году, все условия для этого созданы. Остается только решить вопрос доступа к национальной валюте для иностранных болельщиков: китайская финансовая система все еще остается закрытой, поэтому, скорее всего, кошелек с определенным лимитом цифровых юаней будут привязывать к сим-картам местных телеком-операторов.

Shutterstock.com
Shutterstock.com
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie