Какими мотивами руководствуются компании, следующие ESG-курсом, обсудили участники сессии Школы управления СКОЛКОВО «Устойчивый бизнес: в поисках новых решений», которая прошла в рамках ESG-конгресса РБК.
Ежегодный ESG-конгресс РБК – один из самых представительных форумов по устойчивому развитию в России. В этом году Школа СКОЛКОВО традиционно выступила партнером мероприятия.
Участники дискуссии:
- Ирина Антюшина, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию «Юнилевер Русь»;
- Юлия Мазанова, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест»;
- Алексей Панфилов, президент финансово-промышленной корпорации «Гарант-Инвест»;
- Наталья Пименова, руководитель центра стратегии и развития «Атомстройэкспорт»;
- Мария Подкопаева, директор по устойчивому развитию X5 Group;
- Андрей Шаронов, генеральный директор Национального альянса по вопросам устойчивого развития, профессор Школы управления СКОЛКОВО.
Модерировала сессию Елена Дубовицкая, директор Центра устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО.
Ключевые тезисы
ESG повышает устойчивость. Компании, успевшие внедрить ESG-принципы в свой бизнес, в 2022 году и далее чувствовали себя более гибкими и адаптивными, чем конкуренты, не занимающиеся устойчивыми практиками. В том числе и в отношениях с зарубежными контрагентами, которые (например, в Китае) зачастую пристально смотрят на ESG-профиль партнеров.
Соблюдение ESG-принципов все чаще перетекает из области добровольных инициатив в область комплаенса. С одной стороны, «озеленением» цепочек поставок (то есть внедрением рекомендаций/требований ESG-характера) занимаются как крупные российские компании, так и международные корпорации, сотрудничающие с российским бизнесом. Несоблюдение ESG-принципов для них может быть красным флагом.
ESG способствует снижению рисков. Собственно, ESG-повестка как платформа реализации целей устойчивого развития в корпоративном мире родилась именно из управления рисками. Не вкладываясь сегодня в снижение воздействия на природу, в социалку внутри компании и на территориях присутствия, в качество корпоративного управления, бизнес рискует в будущем столкнуться с мощными вызовами.
В этом отношении отношение к ESG как к роскоши, которое набирает ход в компаниях США – «это крадет прибыль у акционеров», – может быть таким же недальновидным, как отказ от устойчивых практик, расцениваемых как «поветрие из-за рубежа». Такая точка зрения была распространена в России в 2022 году.
ESG – элемент публичного бизнеса. Недавно в России появилось первое требование к эмитентам акций по раскрытию ESG-информации – оно касается компаний, бумаги которых включены в первый и второй уровень листинга Московской биржи. До этого все нормы в стране были рекомендательными, хотя на крупных зарубежных биржах требования к ESG-раскрытиям эмитентов – уже данность.
Сохраняется интерес инвесторов к устойчивым финансовым инструментам, в частности ESG-облигациям, хотя объем новых размещений в этом году, как ожидается, будет ниже, чем в предыдущие. По замечанию Алексея Панфилова из «Гарант-Инвеста», готовящего сейчас третий выпуск зеленых облигаций, «спрос [на зеленые бонды] намного больше, чем предложение».
ESG – про стратегическое мышление. В 2022 году горизонт планирования практически всех компаний радикально сузился, а на повестке с тех пор стоят прежде всего задачи «здесь и сейчас». У многих бизнесов было искушение отложить все ESG-практики в долгий ящик и дождаться «хороших, нетурбулентных, беззаботных» времен – более мудрые же поняли, что это ошибка, а замирать нельзя: нагнать конкурентов потом будет непросто.
«Когда ты стоишь на месте, другие на месте не стоят. Они идут дальше, и пока ты пытаешься что-то для себя пережить, все уже далеко впереди. ESG стало для нас безопасной гаванью и вложением в будущее», – поделилась Ирина Антюшина из «Юнилевер Русь». Особенно это актуально для экспортных бизнесов – но с появлением все новых и новых регуляторных норм в России растет значимость и для локальных компаний.
ESG помогает экономить... В том числе в FMCG, где одно из ключевых проявлений ESG – практики циркулярной экономики, то есть бережливость, экономия ресурсов и насколько возможно замкнутый круг производства с минимумом отходов. То же и в производственных секторах, хотя там большее значение имеют затратные практики декарбонизации (снижения выбросов парниковых газов).
Лучшие ESG-практики имеют одновременно и экологический, и социальный, и финансовый эффекты. Так, фудшеринг (бесплатное распределение продуктов с истекающим сроком годности среди нуждающихся) помогает продуктовому ритейлу одновременно делать вклад в решение социальной (люди получают продукты), экологической (продукты не попадают на свалку) и экономической (минус затраты на утилизацию, легче планировать) проблем.
По словам Алексея Панфилова, кейс «Гарант-Инвеста» подтверждает: инвестиции (CAPEX) в зеленые технологии способствуют снижению операционных затрат (OPEX), хотя не все готовы наращивать CAPEX в нынешних условиях.
…и зарабатывать. В частности, растет значение ESG-факторов и в поведении потребителей. Вложения Unilever в экологичный B2C-маркетинг отдельных брендов параллельно с реальными изменениями продукта на пятый-шестой год привел к росту доверия покупателей и укреплению силы бренда. ESG-факторы для потребителей становятся важной частью психологии.
Инвестиции бизнеса в климатические проекты (направлены на снижение выбросов парниковых газов, например высадка леса и обводнение болот) позволяют компенсировать углеродный след отдельных партий или целых категорий товаров и получать премию за «зеленость», хотя это до сих пор касается прежде всего экспортных бизнесов. Второй путь – продавать углеродные единицы (1 единица = 1 тонна не попавшего в атмосферу CO₂) на рынке.
ESG помогает привлекать... Поколения Z и α большее значение при выборе работодателя уделяют социальным и экологическим факторам в его работе, что подтверждается и исследованием Центра устойчивого развития СКОЛКОВО, и экспертными дискуссиями на Дне основания-2024. Участники сессии на ESG-конгрессе подтвердили этот тезис.
Например, мощный HR-бренд, значительное место в котором занимают ESG-практики, помогает X5 привлекать талантливую молодежь в свою команду в условиях «очень жесткого дефицита кадров». При прочих равных молодой квалифицированный соискатель склонен выбирать компанию, которая не только платит деньги по рынку или выше, но и ассоциируется с устойчивым, социально ответственным бизнесом.
…и удерживать кадры. Устойчивое развитие – тема, касающаяся каждого, ведь она про чистый воздух, комфортные условия жизни, достойное вознаграждение и социальное обеспечение. Качественная коммуникация этой темы внутри коллектива может способствовать росту вовлеченности сотрудников, придавать работе дополнительный смысл.
При этом сопротивление внедрению устойчивых практик в компаниях – притча во языцех: нередко ESG-специалистам приходится пробивать стену непонимания и скепсиса. Среди прочего при общении с начальством имеет смысл не употреблять словосочетания «устойчивое развитие», ESG и другие профессиональные термины, а оперировать более привычными категориями, ставя финансовый эффект от введения в один ряд с экологическим и социальным.
Хотя, как показал недавний опрос Центра устойчивого развития Школы управления СКОЛКОВО и компании «Технологии доверия», члены советов директоров российских компаний в нынешней ситуации не склонны рассматривать ESG в числе ключевых приоритетов. Лишь 15% сочли, что этому направлению следует уделять больше внимания, против, например, 72% у антикризисного управления и 61% у стратегического планирования.
Впрочем, судя по дискуссии на ESG-конгрессе РБК, стратегическое планирование все меньше можно отделить от ESG-факторов: значимость экологических практик бизнеса, вовлеченности в социальную повестку и устойчивости в широком смысле на горизонте 5-10+ лет, вероятно, будет только расти.
Ознакомиться с видеозаписью сессии можно на сайте ESG-конгресса РБК.
Материал подготовил Григорий Маслов. Фотограф – Андрей Махотин.