30 ноября 2023
Статья

За пределами зоны комфорта: почему взрослым нужно безопасное образовательное пространство

О том, какие особенности есть в процессе обучения взрослых людей и какие подходы можно применить, чтобы его облегчить, – старший аналитик Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО Виктория Рамесбергер.
За пределами зоны комфорта: почему взрослым нужно безопасное образовательное пространство

В последние несколько лет в российском дискурсе, связанном с университетским образованием или обучением взрослых, все чаще возникает тема важности создания безопасного образовательного пространства. Школьное образование эта тематика тоже не обходит стороной, но там лежат педагогические основания. Мы же рассмотрим важность безопасного образовательного пространства с точки зрения андрагогики. Андрагогика – это наука об обучении взрослых, которая исследует особенности взрослого обучения и подходы, которые могут облегчить процесс обучения.

Образование играет важную роль в жизни каждого, оно является неотъемлемой частью профессионального и личностного роста. Однако, процесс обучения может быть не только полезным, но и травматичным. Именно поэтому в последнее время все больше внимания уделяется созданию безопасного образовательного пространства.

Безопасное образовательное пространство — это спроектированная среда, которая создает условия для успешного обучения и развития. Она создается с целью обеспечить студентам ощущение поддержки, уверенности в себе и защиты.

Ранее безопасное образовательное пространство было скорее исключением, чем правилом. В классах и лекционных залах преобладали иерархия, конкуренция и критика со стороны преподавателей и однокурсников. Это создавало преграды для обучения взрослых (например, неуверенность в своих знаниях и способностях, а также страх перед провалом в учебе). Однако с развитием андрагогики и фокусом на потребности взрослых студентов, появилось понимание важности безопасного образовательного пространства.

Безопасно ≠ комфортно

Важно отметить, что безопасная среда не значит, что она должна быть комфортна для участников образовательного процесса. Напротив, от студентов часто требуется выход за границы своей зоны комфорта и открытие новых аспектов для себя. Дискомфорт в процессе обучения не должен быть связан с негативными эмоциями, а скорее с необходимостью пересмотреть свои взгляды, увидеть новые точки зрения и расширить свои знания.

Комфортная зона – это зона, в которой мы чувствуем себя уверенно и знакомо. Это зона, в которой мы не испытываем стресса и тревоги. Однако в рамках образования выход за пределы комфортной зоны может быть необходим для эффективного обучения. Изучение новых тем, общение с новыми людьми, освоение новых навыков и технологий – все это может вызвать чувство дискомфорта, но в конечном итоге привести к личностному и профессиональному росту. Безопасная среда должна предоставлять студентам возможность справляться с вызовами и преодолевать трудности в процессе обучения.

Кроме того, образовательная среда должна поощрять дискуссии и споры, а не подавлять их. Важно понимать, что дискуссии могут быть неудобными, особенно если они касаются чувствительных тем или участники имеют противоположные точки зрения. Однако без дискуссий нет развития и прогресса. Студенты должны чувствовать себя свободно, чтобы высказывать свои мысли и идеи, зная, что их точка зрения будет уважительно рассмотрена и обсуждена.

Безопасное образовательное пространство не означает, что все должно быть пресно и не вызывать никаких эмоций. Наоборот, оно должно быть местом, где студенты чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы рискнуть и попробовать что-то новое, даже если это вызывает дискомфорт.

От моды к тренду

Создание безопасного образовательного пространства в университетах уже давно перестало быть временной модой и стало длинным мировым трендом. Как показывает исследование Федерального Университета Рио-Гранде-ду-Сул и Университета Мельбурна, студенты, которые чувствуют себя безопасно в университете, более успешны в своей учебе и развитии.

Университеты нуждаются в безопасных образовательных пространствах по нескольким причинам:

  1. Участие в образовательном процессе. Безопасные образовательные пространства позволяют людям содержательно участвовать в обучении. Когда студенты чувствуют себя в своей учебной среде безопасно и комфортно, они с большей вероятностью будут активно участвовать в обсуждениях, задавать вопросы и интересоваться содержанием курса.
  2. Разнообразие и инклюзивность. Чувство безопасности способствует развитию разнообразия и инклюзивности в высшем образовании. Создавая среду, в которой могут собираться люди из разных слоев общества и с разным опытом, университеты могут способствовать развитию чувства общности и поддержки для всех студентов.
  3. Психическое здоровье и благополучие. Дружелюбная образовательная среда может способствовать улучшению психического здоровья и благополучия студентов. Когда учащиеся чувствуют себя в безопасности и получают поддержку, они с большей вероятностью будут вовлечены в образовательный процесс.
  4. Новые идеи. Безопасные образовательные пространства также могут способствовать инновациям и творчеству. Поощряя людей делиться своими идеями и точками зрения в условиях без осуждения, университеты могут способствовать формированию культуры инноваций и поощрять разработку новых идей и подходов.

Что важно учитывать при проектировании образовательного пространства?

Несколько шагов, которые важно учитывать при проектировании:

Установите четкие правила. Например, многие люди не могут удерживаться в пространстве критической коммуникации и из-за неопытности могут перейти на личности. Для того чтобы предотвратить возможные конфликты, можно установить следующие правила коммуникации:

  • Объективность: необходимо держать фокус на сути вопроса и избегать обсуждения личностей.
  • Построение аргументации: обсуждение должно быть аргументированным и основанным на фактах, а не на эмоциях.
  • Уважение к другому: необходимо уважительно относиться к точке зрения каждого участника обсуждения, даже если она отличается от собственной.

Создавайте инклюзивную среду. Создавайте среду, в которой люди чувствуют себя желанными и ценными, независимо от их происхождения, идентичности или убеждений. Поощряйте разнообразие и избегайте выражений или действий, которые могут быть истолкованы как дискриминационные или оскорбительные. Это возможно реализовать с помощью следующих подходов:

  • Способствуйте разнообразию мнений и идей. Создайте места, где студенты могут выражать свои мысли и чувства. Поощряйте дебаты, дискуссии и другие формы обмена мнениями.
  • Применяйте инклюзивный подход к разработке учебных материалов.
  • Предоставляйте ресурсы для обеспечения инклюзивной среды. Это может включать поддержку и ресурсы для студентов с особыми потребностями, а также учет важных потребностей для людей разных культур.
  • Создайте политику нулевой терпимости к дискриминации. Это подразумевает внедрение жестких мер против студентов или преподавателей, которые дискриминируют других.

Поощряйте открытое общение. Это может включать создание возможностей для диалога, предоставление людям возможности поделиться своими взглядами и опытом, а также создание безопасного пространства для выражения людьми своих мыслей и чувств.

Решайте конфликты конструктивно. Конфликты естественны в любом образовательном пространстве, но важно разрешать их конструктивно. Поощряйте людей обсуждать и разрешать конфликты в уважительной манере. Избегайте нападок на отдельных лиц и сосредоточьтесь на системном решении проблемы.

Собирайте обратную связь. Собирайте обратную связь от людей в образовательном пространстве, чтобы убедиться, что они чувствуют себя в безопасности и комфортно. Поощряйте людей делиться своими проблемами, предложениями и отзывами о пространстве и о том, как его можно улучшить.

Создание безопасного образовательного пространства в университетах – это не просто тренд, это необходимость. Сегодняшние студенты все более и более сознательны и ищут учебные учреждения, которые могут обеспечить им безопасность и поддержку. Поэтому создание такой среды должно быть приоритетной задачей для университетов. Начинайте с малого, не останавливайтесь на достигнутом, и вы увидите, что безопасное образовательное пространство – это важно для всех участников университетского сообщества.

Центр трансформации образования

– формирует новые подходы и распространяет лучшие практики управления образованием в России и мире.


Подробнее

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie