11 марта 2021
Статья

Я в бизнесе десять лет. Зачем мне учиться?

Многие предприниматели считают непрерывное образование залогом долгосрочного успеха. Разбираем на примере программы “СКОЛКОВО Практикум”, зачем успешные собственники бизнеса снова идут учиться.
Я в бизнесе десять лет. Зачем мне учиться?

Кейсы предпринимателей без диплома Билла Гейтса или Марка Цукерберга считают доказательством того, что для создания успешного бизнеса не нужно образование. Но тут работает когнитивная «ошибка выжившего»: в фокус внимания попадает только широко транслируемая информация, которая не всегда отражает всю картину целиком.

Мне кажется, я и так отлично справляюсь с управлением бизнесом. Зачем что-то менять?

Вспомните, когда вы последний раз задумывались о будущем компании в перспективе 5—10 лет, а не только решали рутинные задачи? Многие управляющие собственники тратят все силы и время на операционную работу, особенно когда компания быстро растет. Разбираются с кадровыми, организационными, финансовыми вопросами, вручную отстраивают бизнес-процессы. Предпринимательская позиция, которая позволяет видеть стратегический вектор бизнеса, отходит на второй план: владельцу компании просто некогда думать, что будет дальше.

Обучение на программе «СКОЛКОВО Практикум» или в других образовательных проектах — редкая возможность вынырнуть из повседневной рутины, выйти в пространство развития и занять предпринимательскую позицию. Оно позволяет понять, куда идет компания и как она будет развиваться в долгосрочной перспективе: по оценкам выпускников программы, горизонт планирования у них вырастает с 2,5 до 16,5 лет. 

Образование также помогает уточнить личную стратегию предпринимателя. «Если бы нашей целью были деньги, мы бы уже давно продали компанию и отдыхали на пляже», — утверждал сооснователь Google Ларри Пейдж. Баланс личных ценностей и целей бизнеса необходим, чтобы получать вдохновение и энергию от управления компанией и строить гармоничные отношения с партнерами и командой. 

Разве может мое обучение повлиять на развитие компании? Нужно просто работать — и бизнес продолжит расти

К сожалению, нет. Бизнес развивается циклично и после стадии быстрого роста выходит в зону замедления или на плато, когда показатели перестают динамично меняться. По словам сооснователя программы «СКОЛКОВО Практикум», генерального продюсера предпринимательских программ бизнес-школы СКОЛКОВО Елены Бондаренко, сейчас в этой фазе находятся многие российские компании в возрасте 7—15 лет. Задача предпринимателя — технично уловить момент выхода на трансформационный виток, понять, как и почему необходимо перезапустить бизнес и какие ресурсы нужны для изменений. 

Существует много успешных примеров трансформаций, или pivot, когда устаревающая бизнес-модель компании кардинально меняется. Так, компания Odeo, стартовавшая как агрегатор новостей, превратилась в Twitter, а dating-сервис YouTube стал одноименным гигантом видеохостинга. Через похожие изменения проходят и участники программы «СКОЛКОВО Практикум». Часто они приходят учиться с конкретными целями: нужно стать компанией-лидером на региональном рынке, увеличить рост прибыли в несколько раз, изменить масштаб бизнеса с малого на средний. В результате 50% выпускников открывают новое направление бизнеса, выручка компаний после пересборки вырастает в среднем на 130%, а увеличение оборота фиксирует 85% "практикантов". Я на практике изучаю рынок, на котором работаю. Зачем мне теория бизнеса?

Даже многолетняя практика не всегда способна заменить теорию. Часто предприниматели развивают бизнес стихийно, получая управленческие знания методом проб и ошибок, некоторые из которых могут стоить слишком дорого. Обучение восполняет пробелы в знаниях: помогает понять, что такое стратегия бизнеса в управленческом контексте, какие инструменты можно использовать для анализа рынка, как сформировать клиентский портфель и эффективно им управлять. При этом, например, на программе «СКОЛКОВО Практикум» теоретические знания преподают по принципу Learning by Doing: участники отрабатывают их на практике своей компании, начиная пересборку бизнеса уже во время обучения.

Важная часть программы — исследование актуальных тенденций рынка и индустрии, в которой работает предприниматель: от того, как будут меняться отраслевые технологии, потребительские привычки и модель спроса в перспективе 10—20 лет, зависит, как именно нужно трансформировать компанию. Поэтому профиль экспертов уточняется для каждой группы.

Разве компания переживет мое отсутствие, пока я буду учиться?

Многие владельцы бизнеса считают, что для обучения у них нет времени: компания просто развалится, пока они будут получать новые знания. Однако основатель образовательного проекта для малого бизнеса BusinessBlocks Джастин Кулла советует перефразировать этот вопрос: есть ли у вас время, чтобы вырастить свою компанию на 10 %, предотвратить ошибки на десятки тысяч долларов или снизить вероятность неудач в бизнесе? 

Обучение позволяет делегировать задачи сотрудникам, которые учатся самостоятельно справляться даже со сложными проектами. Выпускники «СКОЛКОВО Практикум» Данил Костромин и Вадим Хабиров, которые создали школу скорочтения IQ007 и одну из самых выгодных франшиз в России по версии Forbes, поняли, что во время обучения на программе оборот их компании даже вырос. А сооснователь архитектурного бюро UNK project Юлий Борисов в колонке на RB.ru рассказал, что смог отказаться от многих лишних ролей (включая роль генерального директора), отчего и он сам, и его компания только выиграли.

К тому же не обязательно выбирать долгосрочную программу вроде MBA или EMBA, которая длится 1,5—2 года, или рассматривать только очный формат обучения. Например, программа «СКОЛКОВО Практикум» рассчитана на 6 месяцев: каждый месяц участники на несколько дней приезжают в Москву на интенсивные очные модули. Между модулями они в свободном режиме работают над своими проектами и регулярно общаются с преподавателями в онлайн-режиме или на офлайновых встречах.

Мне проще нанять бизнес-тренера и заниматься с ним персонально. Результат ведь будет не хуже?

Индивидуальный формат обучения не всегда лучше группового: 52 % собственников бизнеса предпочитают учиться вместе с другими предпринимателями, показывают данные НАФИ. Это дает возможность взглянуть на свой бизнес со стороны и «разобрать» его вместе с единомышленниками — другими предпринимателями. 

По такой образовательной модели устроен «СКОЛКОВО Практикум»: на программе учатся собственники бизнеса со средним опытом управления 10 лет из разных отраслей (от строительства до HoReCa), представляющих разные регионы и страны мира. Здесь создается сложная экосистема предпринимательского взаимодействия, которая становится источником инсайтов и ресурсов: многие выпускники строят бизнес-партнерство или находят инвесторов в бизнес-школе СКОЛКОВО. Например, маркетплейс для ресторанов и поставщиков продуктов Foody, в который инвестирует ФРИИ, вырос из проекта Foodcast.ai, придуманного Виталием Александровым и Юрием Машенцевым во время обучения на программе «СКОЛКОВО Практикум».

Решиться на трансформацию своего бизнеса

(0)

(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie