Кейсы предпринимателей без диплома Билла Гейтса или Марка Цукерберга считают доказательством того, что для создания успешного бизнеса не нужно образование. Но тут работает когнитивная «ошибка выжившего»: в фокус внимания попадает только широко транслируемая информация, которая не всегда отражает всю картину целиком.
Мне кажется, я и так отлично справляюсь с управлением бизнесом. Зачем что-то менять?
Вспомните, когда вы последний раз задумывались о будущем компании в перспективе 5—10 лет, а не только решали рутинные задачи? Многие управляющие собственники тратят все силы и время на операционную работу, особенно когда компания быстро растет. Разбираются с кадровыми, организационными, финансовыми вопросами, вручную отстраивают бизнес-процессы. Предпринимательская позиция, которая позволяет видеть стратегический вектор бизнеса, отходит на второй план: владельцу компании просто некогда думать, что будет дальше.
Обучение на программе «СКОЛКОВО Практикум» или в других образовательных проектах — редкая возможность вынырнуть из повседневной рутины, выйти в пространство развития и занять предпринимательскую позицию. Оно позволяет понять, куда идет компания и как она будет развиваться в долгосрочной перспективе: по оценкам выпускников программы, горизонт планирования у них вырастает с 2,5 до 16,5 лет.
Образование также помогает уточнить личную стратегию предпринимателя. «Если бы нашей целью были деньги, мы бы уже давно продали компанию и отдыхали на пляже», — утверждал сооснователь Google Ларри Пейдж. Баланс личных ценностей и целей бизнеса необходим, чтобы получать вдохновение и энергию от управления компанией и строить гармоничные отношения с партнерами и командой.
Разве может мое обучение повлиять на развитие компании? Нужно просто работать — и бизнес продолжит расти
К сожалению, нет. Бизнес развивается циклично и после стадии быстрого роста выходит в зону замедления или на плато, когда показатели перестают динамично меняться. По словам сооснователя программы «СКОЛКОВО Практикум», генерального продюсера предпринимательских программ бизнес-школы СКОЛКОВО Елены Бондаренко, сейчас в этой фазе находятся многие российские компании в возрасте 7—15 лет. Задача предпринимателя — технично уловить момент выхода на трансформационный виток, понять, как и почему необходимо перезапустить бизнес и какие ресурсы нужны для изменений.
Существует много успешных примеров трансформаций, или pivot, когда устаревающая бизнес-модель компании кардинально меняется. Так, компания Odeo, стартовавшая как агрегатор новостей, превратилась в Twitter, а dating-сервис YouTube стал одноименным гигантом видеохостинга. Через похожие изменения проходят и участники программы «СКОЛКОВО Практикум». Часто они приходят учиться с конкретными целями: нужно стать компанией-лидером на региональном рынке, увеличить рост прибыли в несколько раз, изменить масштаб бизнеса с малого на средний. В результате 50% выпускников открывают новое направление бизнеса, выручка компаний после пересборки вырастает в среднем на 130%, а увеличение оборота фиксирует 85% "практикантов". Я на практике изучаю рынок, на котором работаю. Зачем мне теория бизнеса?
Даже многолетняя практика не всегда способна заменить теорию. Часто предприниматели развивают бизнес стихийно, получая управленческие знания методом проб и ошибок, некоторые из которых могут стоить слишком дорого. Обучение восполняет пробелы в знаниях: помогает понять, что такое стратегия бизнеса в управленческом контексте, какие инструменты можно использовать для анализа рынка, как сформировать клиентский портфель и эффективно им управлять. При этом, например, на программе «СКОЛКОВО Практикум» теоретические знания преподают по принципу Learning by Doing: участники отрабатывают их на практике своей компании, начиная пересборку бизнеса уже во время обучения.
Важная часть программы — исследование актуальных тенденций рынка и индустрии, в которой работает предприниматель: от того, как будут меняться отраслевые технологии, потребительские привычки и модель спроса в перспективе 10—20 лет, зависит, как именно нужно трансформировать компанию. Поэтому профиль экспертов уточняется для каждой группы.
Разве компания переживет мое отсутствие, пока я буду учиться?
Многие владельцы бизнеса считают, что для обучения у них нет времени: компания просто развалится, пока они будут получать новые знания. Однако основатель образовательного проекта для малого бизнеса BusinessBlocks Джастин Кулла советует перефразировать этот вопрос: есть ли у вас время, чтобы вырастить свою компанию на 10 %, предотвратить ошибки на десятки тысяч долларов или снизить вероятность неудач в бизнесе?
Обучение позволяет делегировать задачи сотрудникам, которые учатся самостоятельно справляться даже со сложными проектами. Выпускники «СКОЛКОВО Практикум» Данил Костромин и Вадим Хабиров, которые создали школу скорочтения IQ007 и одну из самых выгодных франшиз в России по версии Forbes, поняли, что во время обучения на программе оборот их компании даже вырос. А сооснователь архитектурного бюро UNK project Юлий Борисов в колонке на RB.ru рассказал, что смог отказаться от многих лишних ролей (включая роль генерального директора), отчего и он сам, и его компания только выиграли.
К тому же не обязательно выбирать долгосрочную программу вроде MBA или EMBA, которая длится 1,5—2 года, или рассматривать только очный формат обучения. Например, программа «СКОЛКОВО Практикум» рассчитана на 6 месяцев: каждый месяц участники на несколько дней приезжают в Москву на интенсивные очные модули. Между модулями они в свободном режиме работают над своими проектами и регулярно общаются с преподавателями в онлайн-режиме или на офлайновых встречах.
Мне проще нанять бизнес-тренера и заниматься с ним персонально. Результат ведь будет не хуже?
Индивидуальный формат обучения не всегда лучше группового: 52 % собственников бизнеса предпочитают учиться вместе с другими предпринимателями, показывают данные НАФИ. Это дает возможность взглянуть на свой бизнес со стороны и «разобрать» его вместе с единомышленниками — другими предпринимателями.
По такой образовательной модели устроен «СКОЛКОВО Практикум»: на программе учатся собственники бизнеса со средним опытом управления 10 лет из разных отраслей (от строительства до HoReCa), представляющих разные регионы и страны мира. Здесь создается сложная экосистема предпринимательского взаимодействия, которая становится источником инсайтов и ресурсов: многие выпускники строят бизнес-партнерство или находят инвесторов в бизнес-школе СКОЛКОВО. Например, маркетплейс для ресторанов и поставщиков продуктов Foody, в который инвестирует ФРИИ, вырос из проекта Foodcast.ai, придуманного Виталием Александровым и Юрием Машенцевым во время обучения на программе «СКОЛКОВО Практикум».